Составлен первый портрет магнитного поля другой звезды

Магнитное поле системы Алголь. На координатную сетку с условными рисунками пары звёзд наложено радиоизображение. Ранее столь детально мы могли рассматривать лишь магнитное поле Солнца (иллюстрация Peterson et al./NRAO/AUI/NSF).

Благодаря межконтинентальной системе радиотелескопов астрономам из университета Айовы (University of Iowa) удалось обнаружить гигантскую магнитную петлю, протянувшуюся от одной из звёзд в составе известной двойной системы Алголь.

Как сообщают учёные в пресс-релизе обсерватории NRAO, они зафиксировали аномалию, выполняя снимки системы Алголь с помощью комплекса приборов в США и Германии, в том числе радиотелескопов-интерферометров VLBA и VLA.

Согласованная работа единой системы наблюдения под названием High-Sensitive Array позволяет засечь даже очень слабые радиоволны.

Напомним, находящуюся на расстоянии 93 световых лет от Земли звёздную пару составляют светило, которое втрое массивнее Солнца, и уступающий ему в весе компаньон. Расстояние между ними составляет 5,8 млн км (около 6% от дистанции между Землёй и Солнцем). При наблюдении с Земли две звезды частично затмевают друг друга, это происходит регулярно с периодом в три дня (иллюстрация с сайта solstation.com).

Открытая специалистами магнитная петля выходит из полюсов менее массивной звезды и тянется по направлению к основной.

Интересно, что более лёгкая звезда, как Луна по отношению к Земле, в процессе вращения постоянно повернута к основной звезде только одной стороной – как раз той, где «сфотографировали» петлю.

Как утверждают астрономы в статье, опубликованной Nature, открытие помогает объяснить многие явления, наблюдавшиеся до того в системе Алголь в рентгеновском и радиодиапазоне.

Также магнитная петля даёт повод провести аналогии и с другими необычными двойными системами.

Вверху – положение звёзд системы Алголь в каждый из трёх дней наблюдения. Внизу – изображение магнитного поля системы, где звезда Algol B обозначена красным кружком, Algol A – синим. Единицы измерения на всех шкалах – угловые миллисекунды (иллюстрация Peterson et al./NRAO/AUI/NSF).

Читайте про изображение поверхности Альтаира и первом снимке самой горячей звезды Галактики. Узнайте, сколько планетных семейств могут воспитывать двойные звёзды, и почитайте историю о том, как они могут внезапно оказываться совсем не двойными.

Впервые в космосе измерена сверхсветовая скорость