Учёные обнаружили сложное распознавание лиц пчёлами

Вряд ли пчёлы могут различать отдельные лица, но похожие на лица узоры точно. Возможно, такой навык помогает им ориентироваться в окружающем пространстве (фото Bee Group Wuerzburg).

Адриан Дайр (Adrian Dyer), работающий ныне в университете Монаша, преподнёс научному сообществу новый сюрприз. Он и его французские коллеги выяснили, что пчёлы обладают ещё более невероятными способностями по распознаванию человеческих лиц.

Впервые об этом заговорили в 2005 году, именно после исследований Дайра со товарищи. Тогда учёные провели серию экспериментов и обнаружили, что пчёлы узнают лицо, близ которого лежит сладкая награда. Открытие удивило биологов, ведь в обычной жизни этим насекомым не приходится так уж часто иметь дело с людьми.

Поразмышляв над выводами первой группы, Мартин Жиюрфа (Martin Giurfa) из французского Центра по исследованиям познавательных способностей животных (CNRS) предположил, что пчёлы воспринимают лицо просто как необычный вид цветка.

Встал вопрос: какой стратегию используют эти насекомые, чтобы различать лица? Жиюрфа связался с Дайром и предложил ему проверить пчёл в серии новых экспериментов. В команду они также взяли Аврору Аваргес-Вебер (Aurore Avarguès-Weber) из CNRS.

Учёные решили определить, могут ли пчёлы выучить расположение черт лица относительно друг друга. В первом тесте Аврора предложила насекомым правильный и искажённый «портреты», собранные из двух точек (глаз), короткой вертикальной черты (носа) и длинной горизонтальной черты (рта). В скором времени пчёлы научились различать лицо и винегрет из отдельных черт.

Через некоторое время насекомые летели к определённому портрету, даже если там не было сладкого угощения (разведённого в воде сахарного сиропа). То есть получается, что пчёлы могли узнать узор в виде человеческой физиономии.

Следующим этапом стало обучение пчёл умению делить лица на категории. Учёные попытались понять, способны ли насекомые научиться отличать лицо от «нелица» (на незнакомом им рисунке).

Авергес-Вебер предложила пчёлам пять пар изображений, среди которых одно было похоже на лицо человека, а второе представляло собой узор из точек и линий. Как нетрудно догадаться, угощение ждало тех пчёл, что выбрали именно лицо.

После первичной тренировки насекомым предложили пару новых незнакомых «портретов», и они смогли выбрать из них именно правильное лицо! Выходит, что пчёлы не узнавали награждающую их физиономию, а научились определять порядок и взаимное расположение черт на ней.

Третий эксперимент позволил определить, насколько сложные лица могут понять насекомые. Для этого точечно-палочные фигуры были приложены к фотографиям реальных людей. После тренировки пчёлам предложили выбрать из «фигурок», от которых фотографии были убраны. И они снова почти не ошибались! А вот когда на задних фото были переставлены местами глаза, рот и нос, насекомые переставали их узнавать.

Удивительно, что пчёлы, обладая столь маленьким мозгом, способны на такие непростые вещи. В мозге человека под это отводятся целые области (хотя несколько некорректно сравнивать способности насекомых и людей).

Интересно, поможет ли публикация авторов исследования в Journal of Experimental Biology создателям автоматических систем распознавания лиц?

Узнайте также о других секретах мозга пчёл, а ещё о том, как была пересмотрена ценность пчелиных танцев и раскрыта тайна борьбы пчёл с турбулентностью.

Открыта месть фиговых деревьев осам-мошенникам