Астрономы впервые поймали столкновение астероидов

Во время выполнения снимков диковинный объект находился в 300 млн км от Солнца и в 140 млн км от Земли (фото NASA, ESA, D. Jewitt/University of California, Los Angeles).

Хотя учёные прекрасно знают, что небольшие астероиды иногда сталкиваются между собой, до сих пор не было документально зафиксировано ни одного такого происшествия. Наконец поймать виновников «аварии» в Солнечной системе с поличным сумел орбитальный телескоп Hubble.

Кометообразный объект P/2010 A2 был обнаружен 6 января 2010 года, а 25 и 29 января Hubble выполнил детальные снимки этого тела, показавшие сложную X-образную нитевидную структуру газопылевого ореола вблизи ядра, вытягивающуюся затем хвостом.

«Это сильно отличается от гладкой пылевой комы у нормальных комет, — говорит ведущий исследователь Дэвид Джюитт (David Jewitt) из Калифорнийского университета (UCLA). — Нити сделаны из пыли и гравия, предположительно недавно выброшенных из ядра. Некоторые из них отброшены назад световым давлением, что создаёт прямые полосы пыли. Встроенные в нити сопутствующие сгустки, вероятно, исходят от крошечного родительского тела».

Снимки также показали, что основное ядро P/2010 A2 (его диаметр оценивается в 140 метров) лежит за пределами собственного ореола из пыли. Такого никогда не наблюдалось для кометообразных объектов. К тому же новичок обитает во внутреннем районе пояса астероидов, где его соседями являются скалистые сухие объекты, лишённые летучих материалов (в противовес кометам).

Сложное облако пыли и обломков возникло, когда два астероида врезались друг в друга на скорости 5 километров в секунду, считают астрономы (фото NASA, ESA, D. Jewitt/University of California, Los Angeles).

Всё это натолкнуло исследователей на мысль, что перед нами — результат только что произошедшего столкновения двух небольших астероидов. Ядро P/2010 A2 — это наиболее крупные выжившие останки, а X-образный хвост — разлетающиеся осколки из пыли, а также различного «гравия». Эта версия согласуется и с отсутствием газа в спектрах, полученных на наземных телескопах.

Более того, анализ орбиты P/2010 A2 показал, что это тело, скорее всего, принадлежит семейству астероида 8 Flora (детали — в пресс-релизах Hubble и NASA).

Данная находка поможет больше узнать о том, как происходит эволюция малых тел в нашей системе (как именно столкновения астероидов влияют на распределение форм в популяции, мы уже говорили), а также — как подобные столкновения пополняют материалом пылевое зодиакальное облако (zodiacal cloud), окружающее Солнце.

Читайте о столкновениях планет и галактик, а ещё и искусственных спутников Земли. Познакомьтесь с астероидом, взорвавшимся над пустыней, первой двойной кометой и кометой вспыхнувшей.

Update: 14 октября 2010 года группа Джюитта выпустила статью в журнале Nature, где рассказала о более тщательном исследовании события. Выяснилось, что осколки разлетаются слишком медленно, то есть столкновение, скорее всего, произошло в феврале-марте 2009 года.

Америка отказалась возвращать человека на Луну