Расшифрована ДНК мезолитического тура

Дикий тур, сражающийся с волками, на картине немецкого художника-анималиста Хайнриха Хардера (Heinrich Harder) (иллюстрация с сайта wikipedia.org).

Впервые получена полная последовательность митохондриальной ДНК древнего быка (Bos primigenius), прародителя современного крупного рогатого скота. Анализ генетического материала, извлечённого из костей, найденных в пещере в Дербишире, провела группа учёных из шести институтов и университетов Ирландии и Великобритании.

Тур (первобытный дикий бык) на протяжении многих тысячелетий обитал в Европе, Азии и Северной Африке, а вымер в начале XVII века. Одомашнивание его происходило почти одновременно и независимо в нескольких регионах приблизительно 8-8,5 тысяч лет назад (прежде всего, по некоторым данным, на Ближнем Востоке). Все стороны этого процесса ещё предстоит раскрыть. Вероятно, в этом биологам помогут новые данные, полученные британскими и ирландскими генетиками.

Ранее анализ родственного древа тура и его потомков основывался на сравнении генома современных животных и лишь фрагментов ДНК первобытного быка. Теперь же учёные представили полностью завершённую последовательность (16 338 пар оснований) митохондриальной ДНК тура от археологически «достоверного» и очень хорошо сохранившегося английского образца.

Ватусси (Ankole-Watusi) считаются одними из самых близких ныне живущих родственников тура и дают приблизительное представление о том, как выглядел первобытный бык (фото с сайта wikipedia.org).

Радиоуглеродная датировка костей данного тура показала, что им более шести тысяч лет. Это, к слову, на тысячу лет раньше, чем первые археологические свидетельства сельскохозяйственных животных в Великобритании. (Отметим, что начало употребления людьми молока рогатого скота не раз пересматривалось и недавно послужило предметом большого исследования.)

Сравнение новой последовательности с кодами современных быков должно помочь в уточнении родины домашних быков и коров. Один из авторов данного исследования — Керидвен Эдвардс (Ceiridwen Edwards) из генетического института Смёрфита в Дублине (Smurfit Institute, Trinity College) – полагает, что некоторое первенство Ближнего Востока перед Европой в одомашнивании быков обусловлено разницей в размерах взрослых особей. Представители более южной популяции были мельче и послушнее, и потому с ними было легче справиться, в то время как европейские Bos primigenius были крупнее, и люди просто не хотели с ними возиться. Однако так ли это было — ещё в точности неизвестно. (Детали секвенированного генома тура раскрывает статья в PloS ONE.)

Узнайте, кстати, последние данные о местах и времени одомашнивания собак, кошек и лошадей. И почитайте о недавней расшифровке генома коровы.

У тигра нашёлся неожиданный родственник