Открыт симбиоз фармацевтов-ос и бактерий

Длина подземных ходов, прорываемых пчелиным волком, может достигать одного метра (фото Joaquim Alves Gaspar/Wikimedia Commons).

Любопытный механизм защиты потомства у одного из видов песочных ос раскрыли специалисты Института химической экологии Макса Планка (Max-Planck-Institut für chemische Ökologie) совместно с коллегами из Регенсбургского университета (UR).

Внимание немецких учёных привлёк филант, он же пчелиный волк обыкновенный (Philanthus triangulum). Этот вид песочных ос ранее был известен экзотическим способом питания – осы охотятся на пчёл, убивают их и высасывают собранный жертвой нектар. Но ещё более загадочно смотрелось, что пчелиные волки живут и откладывают личинки прямо в почве, почему-то не беспокоясь о кишащих вокруг бактериях.

Официально эра антибиотиков началась в 1928 году, когда Александр Флеминг (Alexander Fleming) открыл целебные свойства пенициллина. Опубликованная Nature статья доказывает, что хищные осы опередили учёного на миллионы лет (иллюстрация Wikimedia Commons).

Выяснилось, что самки филанта не препятствуют размножению на специальных антеннах-усиках бактериальной культуры стрептомицет (streptomyces). Фактически осы культивируют эти микроорганизмы, а зачем смачивают их выделениями коконы своих личинок.

Химический анализ поверхности такого кокона открыл сразу девять соединений, относящихся к классу антибиотиков. Выходит, в обмен на жилплощадь, бактерии создают специальную защиту для подрастающего осиного потомства.

Как утверждают учёные в пресс-релизе, для разработки и циклического воссоздания столь сложного состава, обладающего синергетическим действием, должны были потребоваться миллионы лет совместной эволюции.

Пока личинка филанта созревает в течение нескольких месяцев, вещества-антибиотики на поверхности кокона (условно выделены цветами спектра) гарантированно защищают её от вредных воздействий внешнего мира (коллаж MPG ICE).

Ранее мы уже описывали примеры подобного симбиоза с долгой историей – так, например, муравьи арендуют дома у акаций и заставляют бактерии добывать им азот, шершни опыляют орхидей-обманщиц, а осы других видов сотрудничают с фиговыми деревьями.

Биологи обнаружили у рыб секретную систему коммуникации