Гипотеза Земли-снежка получила прямое подтверждение

История с «Землёй-снежком», по мнению авторов новой работы, является одним из природных «опытов», наглядно показывающих нам, как небольшие начальные колебания климата способны очень быстро привести к появлению буквально «другого мира» (иллюстрация The Public Interest).

Группа учёных США и Канады представила убедительное доказательство гипотезы "Земли-снежка" (Snowball Earth) — катастрофического оледенения планеты, случившегося ещё на заре развития жизни и чудом не убившего её.

Гипотеза гласит, что примерно с 750 до 650 миллионов лет назад оледенение планеты трижды усиливалось настолько, что Земля заковывалась в ледяной панцирь полностью, от полюса до полюса. Мы рассказывали, как затем оттаивала Земля, как жизнь сумела сохраниться, и говорили о последних уточнениях в механизме оттаивания.

Теперь исследователи применили высокоточные методы датировки к ледниковым отложениям на северо-западе Канады и в Юконе, а также слоям вулканических пород, зажатым в таких отложениях. Оказалось, и тем и другим — 716,5 миллиона лет, что соответствует одному из предполагаемых глобальных оледенений.

Далее авторы использовали палеомагнитные данные, анализ состава пород и установили, что упомянутые территории Канады в рассматриваемый период располагались на уровне моря или несколько ниже него (ещё один признак полного оледенения), и главное — близ экватора, на широте примерно 10 градусов.

На снимке, сделанном в Юконе, видны ледниковые отложения (бордовые полосы), богатые железом, а также характерными испещрёнными бороздами обломками. По времени эти отложения принадлежат криогению.
Относительно выживания эукариотов в этот период авторы работы лишь делают предположения: во время оледенения случались колебания температуры, приводящие к некоторой подвижке льдов и, возможно, появлению небольших водоёмов с жидкой водой, выставленной на солнечный свет (фото Francis A. Macdonald/Harvard University).

«Это первый случай, когда показано, что в ледниковую эпоху Sturtian лёд доходил до тропических широт, прямое доказательство того, что в данное оледенение существовала „Земля-снежок“, — говорит ведущий автор работы Френсис Макдоналд (Francis A. Macdonald) из Гарварда (Harvard University). — Наши данные также показывают, что это оледенение продолжалось как минимум 5 миллионов лет».

Возраст изученных ледниковых отложений близок к возрасту большой магматической провинции, протянувшейся на 930 миль на северо-востоке Канады, пишет Harvard Gazette, что косвенно подтверждает большую роль вулканизма в освобождении планеты из ледяного плена. Детали открытия раскрывает статья в Science.

Северный магнитный полюс Земли ускорил своё движение к России