Обнаружен умеренный газовый гигант

Вновь найденная планета – COROT-9b – открыта при помощи европейского спутника COROT. Её родная звезда расположена в 1500 световых годах от Солнца (иллюстрация H. J. Deeg et al./Nature).

Планету с мягким и постоянным климатом обнаружила международная группа из 60 астрономов, ведомая Хансом Дигом (Hans Deeg) из института астрофизики Канарских островов (Instituto de Astrofísica de Canarias). Находка способна многое рассказать об эволюции планетарных систем и перспективах поиска систем-близнецов нашей собственной.

Планета COROT-9b чуть больше по размеру, чем Юпитер, но немного легче его (0,84 массы Юпитера). Она обращается за 95 с небольшим дней вокруг родительской звезды (солнечного типа) по орбите с низким эксцентриситетом на расстоянии примерно 0,36 астрономической единицы: это самая большая величина среди известных транзитных экзопланет. Температура её поверхности оценена от -23 до 157 °C (точная величина зависит от количества отражающих облаков) с минимальным перепадом между днём и ночью.

Ранее почти все далёкие миры жили то в зоне сильной жары (недавний пример из улова COROT — планета-лава), то в царстве холода, или обладали большим эксцентриситетом, испытывая перепад «погоды». Планет, попадающих в зону земных температур, — мало, а COROT-9b среди них выделяется тем, что про неё можно узнать сразу много всего: транзит выдал учёным размер, наземные измерения — массу. Вместе с параметрами орбиты и свойствами звезды это дало среднюю плотность, температуру и состав.

По вычислениям астрофизиков, новая планета, которую оперативно нарисовал художник, в основном состоит из водорода и гелия, однако там может содержаться много других веществ, в том числе вода и скальное ядро.
По всей видимости (учитывая состав родительской звезды и эволюцию планеты), COROT-9b очень схожа по строению с Юпитером и Сатурном, заключают исследователи. Её окраска может быть голубоватой из-за водяных облаков в верхней атмосфере, но в точности это неизвестно – иные газы способны повлиять на облик данного гиганта (иллюстрация Gabriel Pérez/Servicio Multimedia IAC).

Ранее астрономам уже попадались системы, напоминающие нашу и обладающие несколькими планетами разного размера и на разном удалении от светила, поясами астероидов (примеры — здесь, тут и вот тут). Однако эволюция тех планет оказывалась экзотической. Либо формировались эти миры на очень удалённых орбитах, либо на столь коротких, что в развитии нельзя было не учитывать влияние соседствующей звезды (приливные процессы и так далее).

Согласно Дигу, COROT-9b является первой экзопланетой, которая, безусловно, похожа на миры в нашей Солнечной системе. А значит, она хорошо описывается стандартными моделями эволюции. На рисунке под заголовком, кстати, показана диаграмма развития COROT-9b (по вертикали отмерен диаметр «в Юпитерах», по горизонтали — время жизни (миллиарды лет) в зависимости от ряда допущений (массы скального ядра, в частности).

Подробности изложены в статье в Nature. Прочитайте также о поедаемой планете, первом прямом спектре экзопланеты, ультрарыхлых планетах, горячей водяной Сверхземле, планете с аномальной орбитой и о потенциально пригодных для жизни мирах.

Обнаружена самая массивная сверхновая типа Ia