Биологи измерили скорость зрения шмелей

Статья авторов исследования вышла в Journal of Neuroscience (фото Helga Heilmann/BEE Group Würzburg).

Шмели Bombus terrestris dalmatinus обладают чуть ли не самым быстрым зрением в животном мире. Об этом сообщают Питер Скорупски (Peter Skorupski) и Ларс Читтка (Lars Chittka) из Лондонского университета королевы Марии.

Биологи внедрили электроды в фоторецепторы сетчатки насекомых, так как «скорость зрения» (выявление изменений в визуальных стимулах) определяют именно эти клетки, детектирующие свет и отправляющие сигналы в мозг.

Так выяснилось, что шмели не просто обладают цветным зрением, но и обрабатывают поступающую информацию в два раза быстрее человека. По этому показателю мохнатых родственников медоносных пчёл можно отнести к чемпионам среди «цветных зрителей» планеты.

Именно эта способность позволяет им так легко и быстро передвигаться от цветка к цветку и хорошо ориентироваться в рассеянном свете. Такое восприятие досталась им не задаром.

Известно, что «быстрое» и к тому же цветное зрение требует больших энергетических затрат, нежели монохромное. И здесь шмели нашли свой выход: их зелёные фоторецепторы (они и определяют ахроматическую скоростную детекцию движения) работают примерно на треть быстрее двух других типов — синего и ультрафиолетового. Но даже последние клетки у шмеля – расторопнее колбочек у позвоночных.

«Шмели не могут позволить себе тратить энергию впустую, так как большая её часть уходит на поддержание жизни. Мы полагаем, что они опознают цвета примерно в два раза медленнее, чем белый свет. Но этого вполне достаточно для того, чтобы найти пищу и вернуться домой», – поясняет Скорупски в пресс-релизе университета.

Кстати, Читтка известен нам по исследованиям, рассказавшим, что пчёлы обладают приличным интеллектом и распознают лица людей, а шмели используют запахи в своих интересах и панически боятся пауков. Интересно, а какова скорость «шмелиного зрения» вот этого робота?

Испанцы поместили чипы в живые человеческие клетки