Впервые найден водяной лёд на астероиде

Астероид Фемида диаметром 198 километров обращается вокруг Солнца в пределах 2,7-3,5 астрономических единиц. Предыдущие наблюдения показывали, что вода может присутствовать на нём в виде гидратированных минералов, но теперь спектральный анализ выявил явные подписи чистого льда (иллюстрация Andrew Rivkin et al./Nature).

Две независимые группы астрономов из США, Испании и Бразилии одновременно обнаружили водяной лёд на поверхности одного из самых крупных астероидов главного пояса — Фемиды (24 Themis). Первое в истории такое достижение проливает свет на происхождение воды на Земле, появление жизни и повышает вероятность существования организмов на других мирах.

Обе команды для своих вычислений использовали данные, поступающие с инфракрасного телескопа на вершине Мауна-Кеа, но проводили свои замеры в разные ночи. Тем интереснее, что выводы обеих групп совпали. Кроме того, астероид показывал им разные стороны — так выяснилось, что вода занимает большую часть его поверхности и распределена более-менее равномерно.

Фемида расположена сравнительно близко к Солнцу, и время жизни открытого льда на ней должно составлять всего несколько лет. Значит, есть источник постоянного его пополнения. Маловероятно, что мы видим результат столкновения с кометой. Более оправданный сценарий: запасы древнего льда содержатся под поверхностью Фемиды. При ударах мелких космических тел скрытая вода испаряется и тут же замерзает на большой площади, — уточняет BBC News.

Рисунок Фемиды вместе с парой небольших фрагментов, выбитых с её поверхности ранее и теперь летящих рядом. Один из обломков тянет за собой кометный хвост, что говорит о сублимации льда с его поверхности.
Читайте также о космическом происхождении атмосферы Земли, недавно открытых глыбах льда на Луне, тёплой воде на Энцеладе и замёрзшей на Марсе (иллюстрация Gabriel Pérez, Servicio MultiMedia, Instituto de Astrofisica de Canarias).

Открытие даёт ключ к происхождению воды на Земле. На заре своей истории наша планета была слишком горяча, чтобы удержать достаточное количество воды. Это вещество должно было прибыть позднее. Один из очевидных источников — кометы. Но комет могло быть недостаточно, как посчитали специалисты, к тому же изотопный состав земной воды и воды в кометах — не совпадает.

Вторыми переносчиками H2O могли быть астероиды, бомбардировавшие Землю миллиарды лет назад. Но воду на астероидах до сих пор не находили. И вот теперь всё встало на свои места. (В журнале Nature данному открытию посвящёны краткий обзор и три статьи учёных — все ссылки здесь.)

Важно, что исследователи также обнаружили на Фемиде сложные углеводороды, в том числе молекулы — предшественники жизни. Вместе с аналогичными кометными и метеоритными находками это в очередной раз укрепляет гипотезу панспермии и предположение, что эволюция на нашей планете стартовала «с подачи» космических тел.

Странные капельки отсрочили выход шаттлов на пенсию