Неандертальцы открыли Британию на 40 тысяч лет раньше

Эта пара инструментов, определённых как изделия неандертальцев, была найдена при раскопках близ перекрёстка двух дорог (фото с сайта bbc.co.uk).

О коррекции истории говорят доктор Фрэнсис Уэнбан-Смит (Francis Wenban-Smith) из университета Саутгемптона и его коллеги из компании Oxford Archaeology. В городе Дартфорд в графстве Кент археологи откопали два инструмента из кремня, датированные 100-110 тысячами лет назад.

История освоения человеком Британских островов изобилует поворотами. Несколько лет назад специалисты проекта AHOB пришли к выводу, что представители рода Homo заселяли Британию несколько раз и несколько раз уходили. В целом считается, что в промежуток между примерно 200 тысячами (тогда Британия и стала островом в результате колоссальной катастрофы) и 60-65 тысячами лет назад людей на островах не было.

Ранние протонеандертальцы жили там до начала последнего ледникового периода, но были вынуждены отступить на юг. А когда климат чуть-чуть потеплел (110-130 тысяч лет назад), люди не могли вернуться из-за пролива. Лишь 60 тысяч лет назад человек (в лице уже настоящих неандертальцев) вновь оказался в Британии — так следовало из имевшихся археологических находок.

Новое открытие заставляет перенести срок возвращения Homo на 40 с лишним тысяч лет дальше в прошлое. «Мы знаем, что неандертальцы жили на севере Франции в это время, но новые данные свидетельствуют о том, что как только уровень моря упал и в Английском канале возник сухопутный мост, они проделали путешествие пешком до Кента», — говорит Уэнбан-Смит в пресс-релизе университета.

Уэнбан-Смит полагает, что неандертальцев привлекли богатые залежи кремней в меловых отложениях Британии и стада мамонтов, носорогов, лошадей и оленей – источник столь важных в тогдашнем субарктическом климате пищи, шкур и других материалов (иллюстрация Oxford Archaeology/Peter Lorimer).

«Эти люди не имели надёжного жилья — ни домов, ни даже пещер, поэтому мы можем только догадываться, что к тому времени, когда они вернулись, то оказались физиологически достаточно адаптированы к холодному климату, а также разработали стратегию поведения: создание запасов на зиму, эффективное использования огня», — рассуждает исследователь.

Не все специалисты согласились с выводами команды Фрэнсиса (оспаривается и методология датировки, и ряд других тонкостей), но Уэнбан-Смит и его коллеги намерены продолжить раскопки в Кенте, чтобы укрепить свою позицию.

В Египте найдены 57 новых гробниц