Учёные значительно увеличили возраст Янцзы

Дамба Три ущелья является самой большой в мире. Это изображение было сделано с борта МКС 15 апреля 2009 года (фото NASA Earth Observatory).

О пересчёте даты появления третьей по длине реки мира рассказали в статье в журнале Geology специалисты Даремского университета (Durham University). Истинный возраст Янцзы оказался на 40 миллионов лет больше заявленного ранее.

Итого выходит, что «старушке» без малого 45 миллионов лет. Дату рождения потока длиной около 6300 километров до этого определяли по анализу почвы в районе области Трёх ущелий (Three Gorges), где и протекает Янцзы.

Нынче группа учёных предположила, что этот регион сформировался уже после того, как река начала своё существование, а значит, и следы времён надо искать не в «новых» наносах почвы.

Александр Денсмор (Alexander Densmore) и его коллеги проанализировали гранит, который был извлечён из-под основания дамбы Три ущелья. Геологи искали следы охлаждения зёрен апатита, которое должно было произойти по мере прихода большой воды в эти места.

Учёные установили, когда составляющие гранита были охлаждены ниже определённой температуры, и определили промежуток времени, в который сформировались ущелья. Образцы, взятые в разных местах, помогли установить, что причиной охлаждения не могла стать местная эрозия почв.

Напомним, что ранее также был пересчитан возраст Большого каньона, год назад была определена дата появления Амазонки, а чуть позже учёные обнаружили самые старые реки Австралии.

Найдены самые глубокие гидротермальные источники