Учёные изменили мух ради света с запахом

Синий свет (с длиной волны 480 нанометров) привлекает модифицированных дрозофил, так как они, попадая в эту область, чувствуют приятный запах. Остальные (обычные) личинки стремились спрятаться, а потому остались в неосвещённых частях чашки Петри (фото Ruhr-Universität Bochum).

Генетики университета Рура в Бохуме (Ruhr-Universität Bochum) привили личинкам дрозофил способность воспринимать свет как запах. Для этого они распылили на отдельные обонятельные нейроны особый белок, полученный из фотосинтезирующих водорослей.

В результате Drosophila melanogaster начали воспринимать синий свет как запах бананов, марципана или клея. Чуть позже биологи вживили личинкам миниатюрные электроды и проследили за прохождением сигналов, о чём отчитались в статье в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience (PDF-документ можно также скачать здесь).

Такой странный эксперимент учёные провели, чтобы узнать, как мозг распознаёт отдельные запахи, трансформирует химический сигнал в электрофизический, изучить обонятельную систему мух и, возможно, в дальней перспективе человека.

Способность воздействовать светом на каждый отдельный нейрон учёные заполучили благодаря чувствительному белку водорослей. Вещество «реагирует» на синие волны, так как только эта часть солнечного света доходит на глубину (фото Carl Safina).

«Нашей целью было оставить нервную систему дрозофил нетронутой, но при этом поместить в неё нужные „инструменты“, позволяющие нам стимулировать отдельные нейроны», — говорит в пресс-релизе

глава исследования Клеменс Стёрткуль (Klemens Störtkuhl).

В будущем он и его группа планируют изучить работу всех 28 обонятельных нервов личинок и взрослых особей дрозофил. Однако некоторые учёные отмечают, что при всех своих удобстве и простоте новая методика не позволяет оценить всю полноту воспринимаемых насекомым запахов.

Отметим, что дрозофилы привыкли жить в тёмных, влажных и тёплых условиях, а потому света побаиваются. При этом они с готовностью движутся навстречу привлекательному запаху пищи. На картинке: серым показаны неосвещённые зоны чашки Петри, линиями – передвижения личинок мушек: (B) – обычных, (C) – изменённых (иллюстрация Frontiers in Behavioral Neuroscience).

Читайте также о связи запахов и продолжительности жизни, об обонянии в режиме стерео, узнайте, какова роль нюха у птиц и как людей признали не такими уж плохими нюхачами.

Коз научили давать паучий шёлк