Открыто совещание тараканов по поводу еды

Исследователи считают: их работа впервые свидетельствует о том, что поиск пищи осуществляется тараканьими группами, а вовсе не отдельными животными, опирающимися на индивидуальный опыт. Нечто подобное ранее находили у муравьёв (фото Queen Mary, University of London).

Тараканы перестают быть индивидуалистами, когда дело касается пропитания, гласит пресс-релиз Лондонского университета королевы Марии. Blattella germanica принимают коллективные решения, радует любителей природы статья в Behavioral Ecology and Sociobiology.

Биологи, наверное, никогда не заглядывали поздно ночью на кухню, в которой на столе остались крошки от позднего ужина. Оттого считали, что тараканы выискивают себе пищу и воду сугубо поодиночке. Однако догадывались о «стайности» этого важного для усатых вредителей процесса, потому провели следующий опыт.

Группе голодных особей вида B. germanica предложили две одинаковые кучки съестного. Доктор Матьё Лиоро (Mathieu Lihoreau) и его коллеги заметили, что тараканы не поделились на две части (как если бы они действовали независимо), большинство выбрали один источник пищи и не отходили от него, пока вся еда не закончилась.

Выводы учёных косвенно подтвердили и компьютерные модели: такое поведение (не сравнение двух источников пищи каждой особью, а следование группы сразу к одному из них) свидетельствует о том, что тараканы совещаются на тему еды, «рекомендуют» друг другу наиболее привлекательный «стол». Ну а эта группа товарищей, видимо, тоже собирались поговорить о еде, да только сама стала ею (фото astanhope/flickr.com).

«Наблюдения и симуляции позволяют говорить об общении тараканов при близком контакте возле источника пропитания. Это поведение отличается от повадок муравьёв и пчёл. Мы полагаем, что в игру вступает некий феромон поиска пищи», – говорит Лиоро.

Что это за феромон, ещё предстоит узнать. Наиболее вероятно, он находится либо в слюне насекомых, либо в их панцире, но британцы уже вовсю рассуждают о его блестящем будущем в качестве составляющего инсектицидных препаратов.

Довольно неприятные создания привлекают внимание учёных не в первый раз. Ранее мы рассказывали о тараканьих демократии, необычном дыхании и запахе смерти (фото Rundstedt B. Rovillos/flickr.com).

Создан логический вентиль из ДНК