Подтверждена самая молодая экзопланета

Так, по мнению художника, выглядит планета β Pictoris b. Полную орбиту экзопланеты учёные планируют изучить за ближайшие 15-20 лет (фото L. Calçada/ESO).

На днях учёные подтвердили, что в системе звезды β Pictoris, находящейся в 60 световых годах от нас, обитает самая молодая и быстро образовавшаяся экзопланета.

Анна-Мария Лагранж (Anne-Marie Lagrange) и её коллеги из астрофизической обсерватории Гренобля изучали эту область в 2003 году. В 2006-м данные Hubble показали: вокруг звезды вращается огромное облако пыли и газа, образовавшееся, вероятно, при столкновении молодых планет и астероидов.

При этом в центре диска имеется пустота. По всему выходило, что вещество из неё собрал на себя подобный Юпитеру газовый гигант. В 2008-2009 годах «Очень большим телескопом» Европейской южной обсерватории (VLT ESO) были получены новые, более качественные снимки, которые подтвердили – в пылевом диске звезды присутствует планета.

Расстояние от β Pictoris b, так назвали новенькую, до её звезды составляет 8-15 астрономических единиц. То есть примерно столько же, сколько от Солнца до Сатурна. Экзопланета в девять раз тяжелее Юпитера.

Схема и «фотографии» положения β Pictoris b (справа – выделена белым цветом) относительно родительской звезды в 2003 и 2009 годах (фото и иллюстрация Lagrange et al.).

На удивление учёных также выяснилось, что возраст полностью сформировавшейся планеты не превышает нескольких миллионов лет (предыдущий рекорд – 35 млн). Кстати, самой звезде, очень похожей на наше Солнце (возраст которого, напомним, 4,5 миллиарда лет), не многим больше – 12 миллионов. «Впервые мы имеем на руках прямое подтверждение существования столь „быстрой“ планеты», — сообщает в пресс-релизе ESO Лагранж.

Почитайте также о водяной и скалистой Сверхземлях, а ещё о том, как был получен первый прямой спектр экзопланеты.

Японский разведчик астероида вернулся на Землю