Смоделирована рождающая жизнь атмосфера Титана

Для своего опыта учёные воспользовались возможностями одного из самых мощных источников УФ-излучения в мире – установкой Advanced Light Source национальной лаборатории в Беркли (фото Hiroshi Imanaka/University of Arizona).

Солнечный свет и вещества в верхних слоях атмосферы крупнейшего спутника Сатурна действительно производят весьма сложные органические молекулы, предшествующие жизни. Этот тезис подкрепили лабораторным опытом Хироси Иманака (Hiroshi Imanaka) и Марк Смит (Mark Smith) из университета Аризоны (University of Arizona).

Чтобы на Титане возникла жизнь, сперва там должна была сформироваться азотосодержащая органика. Дабы проверить эту теорию на практике, Иманака и Смит поместили газовую смесь азота и метана, аналогичную по составу атмосфере Титана, в стальной цилиндр в условиях низкого давления и подвергли её воздействию высокоинтенсивного потока ультрафиолета, идентичного тому, что обстреливает оранжевую луну.

На стенках цилиндра авторы опыта обнаружили коричневую твёрдую смесь, изучив которую при помощи точных масс-спектрометрических методов, выявили искомые азотосодержащие вещества, — сообщают учёные в пресс-релизе университета. Так и формируются аэрозоли, в конечном счёте выпадающие вниз и пополняющие богатство органики на поверхности Титана. А оно служит базой для жизни, — заключают исследователи. Их статья будет опубликована в PNAS.

Иманака демонстрирует установку, на которой проводился опыт. А на снимке под заголовком, кстати, показана внутренность цилиндра со смесью. Синее свечение – отклик азота на мощный ультрафиолет (фото Doug Archer/University of Arizona).

Холодный Титан, несмотря на иную «погоду», парадоксально схож с Землёй. Луна Сатурна — настоящая сокровищница органики, которая присутствует там и на поверхности, и в атмосфере.

Наличие разнообразных по структуре больших углеводородных молекул, в том числе и азотосодержащих, — это явная предпосылка для формирования жизни, какой мы её знаем. И это наглядный образец химии, существовавший на заре эволюции нашей планеты. Так учёные рассуждали ещё пять лет назад, опираясь на оптимистичные сведения, переданные аппаратами Cassini-Huygens.

И не случайно исследования последнего времени пересмотрели условия для существования жизни на Титане в сторону более благоприятную, и более того — нашли косвенные признаки того, что жизнь на этой луне в настоящее время действительно есть.

Строение уникальной туманности объяснено двойным взрывом