Приспособляемость жителей Тибета оказалась рекордной

Тибетским детям повезло больше других: проживая на высоте более 4000 метров, где концентрация O2 на 40% ниже, чем на уровне моря, они не устают, не чувствуют головных болей, рождаются с нормальным весом. Единственное, что обнаружили учёные: у тибетцев ниже уровень гемоглобина и насыщение крови кислородом (фото utpala/Flickr.com).

Сравнение 50 геномов жителей Тибета и 40 геномов ханьцев (представителей самой многочисленной этнической группы Китая) показало, что обитатели высот приспособились к низкому уровню кислорода рекордно быстро – меньше чем за три тысячи лет.

Исследование провела многонациональная группа учёных под руководством Расмуса Нильсена (Rasmus Nielsen) из университета Калифорнии в Беркли. Генетики обнаружили мутации более чем в 30 генах (некоторые из них встречались лишь у 9% ханьцев и у 87% тибетцев). Большая часть из них отвечала за производство гемоглобина и усвоение кислорода организмом.

Учёные выяснили, что общий предок горных (жители деревень, расположенных на высоте 4300 и 4600 метров над уровнем моря) и «низменных» (обитатели Пекина) народов существовал на Земле около 2750 лет назад.

«Это самое быстрое генетическое изменение у людей, из тех, что наблюдали биологи, — комментирует Нильсен. – Столь серьёзное изменение должно было повлечь смерть множества жителей больших высот, не имеющих правильной версии гена».

Подробности — в пресс-релизе университета, а также в статье авторов исследования, опубликованной в журнале Science.

Кстати, предыдущий рекорд приспособляемости был за народами европейского севера – они развили толерантность к лактозе всего за 7500 лет, утверждает LiveScience. Мы рассказывали о том исследовании. (Почитайте также о генетическом преимуществе эфиопских атлетов.)

Открыт ключевой фактор превращения плавников в конечности