Открыт динозавр с огромным жабо

Один из черепов нового ящера утерял часть деталей, но общую картину учёным удалось восстановить по другим окаменелостям того же вида (фото Nicholas Longrich).

Большое украшение на голове в виде жабо, похожего по форме на сердце, выделяет новый вид древних ящеров. Об анализе необычных окаменелостей сообщил Николас Лонгрич (Nicholas Longrich) из Йеля (Yale University).

Новый вид описан после изучения нескольких окаменелостей, некогда выкопанных в канадских провинциях Альберта и Саскачеван.

Травоядное создание оказалось очень близким родственником казмозавров (Chasmosaurus), в свою очередь принадлежащих группе цератопсидов (Ceratopsidae), одним из самых известных представителей которой является трицератопс.

Существо размером с бегемота обитало на Земле сравнительно недолго, — сообщают исследователи, — с 75 до 74 миллионов лет назад. Воротник-жабо на его черепе — наиболее сложный из похожих образований у динозавров родственных видов.

Любопытно, что разрозненные фрагменты от восьми черепов животных данного вида Николас собрал в коллекциях музеев и институтов США и Канады: ранее эти кости были неверно идентифицированы.
Лонгрич обратил внимание на ряд черт (число рогов, форма отдельных борозд на черепе, форма краёв жабо), которые позволили выделить данных ящеров в новый род и вид (иллюстрации Nicholas R. Longrich/Journal of Paleontology).

Ящер получил имя моджоцератопс (полностью — Mojoceratops perifania). Ceratops — по-гречески «рог на лице» (каковой наличествовал у данного вида), perifania – «гордость», опять же по-гречески. А вот mojo — это на американском английском значит «талисман, амулет», нередко применяемый для привлечения противоположного пола. Лонгрич придумал это имя в шутку, но, подумав, решил, что оно и вправду прекрасно подходит новому ящеру.

Палеонтолог из Йеля предполагает, что такое роскошное жабо на голове было нужно моджоцератопсу «для красоты», то есть привлечения внимания партнёра и вообще — для опознания сородичей (в точности как воротники и рога трицератопсов или пластины стегозавров). Детали исследования — в пресс-релизе университета и статье в Journal of Paleontology.

Это казмозавр, но моджоцератопс выглядел очень похоже (иллюстрация с сайта wikipedia.org).

Древний кит поразил учёных рекордными зубами