Астрономы подтвердили наличие хвоста у планеты

Учёные определили состав, направление и темп передвижения выбрасываемого газа. Оказалось, что даже при его приличной скорости в 35 000 км/ч планета рискует «раствориться» в пространстве лишь через триллион лет (фото NASA, ESA, G. Bacon/STScI).

Газовая экзопланета HD 209458b официально обзавелась хвостом по типу кометного. Такое явление астрофизики Джеффри Лински (Jeffrey Linsky) и его коллеги из университета Колорадо описали впервые.

О том, что планета HD 209458b обладает хвостом, похожим на кометный, учёные догадывались ещё в 2003 году. А совсем недавно на этой планете впервые был измерен сверхмощный шторм. Американцы утверждают, что именно он и подпитывает хвост: такие сравнительно тяжёлые элементы, как углерод и кремний, «выкипают» с поверхности из-за перепада температур. Далее их сдувает сильный солнечный ветер.

«То же самое происходит и на кометах. Только „стартовая площадка“ в данном случае состоит не изо льда, а из газа», — поясняет Лински. Кстати, это не первый планетный хвост: мы рассказывали об экзопланете WASP-12b, которая «скармливает» своё похожее украшение родному солнцу. Но в том случае работает в первую очередь гравитация звезды.

Расстояние от Земли до HD 209458b составляет порядка 153 световых лет. Чтобы как следует исследовать планетарные выбросы, пришлось разглядывать объект через «глаза» телескопа Hubble. О проведённых расчётах подробно рассказывает статья, которая в скором времени выйдет в The Astrophysical Journal (на сайте ArXiv.org есть её препринт).

Кстати, планета HD 209458b – не в первый раз становится героем новостей. Так, ранее на ней был найден кислород, а ещё на одной из первых экзопланет вода.

Почитайте также о других необычных планетах: самой дальней от своего солнца, с самым коротким «годом» и самых разреженных.

США построили орбитальный наблюдатель за космическим мусором