Открыто притяжение циклонов городами

Условия, смоделированные учёными, близки к тем, в которых находится атлантическое побережье Флориды, пострадавшее, к примеру, в 2005 году от мощного урагана "Катрина" (на снимке) (фото Jeff Schmaltz, MODIS Rapid Response Team/NASA/GSFC).

Расположенные в прибрежных районах города могут быть настоящими магнитами для тропических циклонов, выяснили учёные из Городского университета Гонконга (CityU). Открытие они сделали в процессе поиска способов повышения точности прогнозов погоды.

Гонконгские исследователи использовали компьютерную модель Weather Research and Forecasting (WRF), разработанную при участии американских управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) и центра изучения атмосферы (NCAR).

В этой программе присутствует переменная, описывающая степень неровности поверхности. Учёные провели расчёт для протянувшейся с юга на север береговой линии, к которой тропические циклоны подходят с востока (тихоокеанское побережье Китая вполне отвечает этим параметрам). В северной части побережья учёные изменили параметр неровности так, словно бы там находится город.

Выяснилось, что моделируемый ураган, приближаясь к берегу, всегда неизменно сворачивает к северу. По мнению авторов, это происходит из-за дополнительного сжатия воздушных масс. Конденсация водяного пара и выделение тепла приводят к локальному увеличению скорости циркуляции воздуха. Потому тропический циклон, словно притягиваемый магнитом, постепенно отклоняется к неровности.

Следует отметить, что изменения траектории урагана в глобальном масштабе были не слишком значительны. Как говорит один из авторов работы Джонни Чань (Johnny Chan), отклонение составляет 10–30 километров и, в принципе, лежит в пределах погрешности определения центра тропического циклона. Тем не менее теперь учёные при первом удобном случае попробуют зафиксировать это притяжение на практике.

Статья гонконгских специалистов принята к публикации в Journal of Geophysical Research – Atmospheres, её препринт доступен на сайте университета (PDF-документ). Читайте также о самом быстром ветре Земли и растущей из-за потепления силе циклонов.

Обнаружена усиленная реакция Арктики на изменение климата