Открыта связь аврор и радиоизлучения Сатурна

Сияния на полюсах Сатурна хорошо заметны в ультрафиолетовом диапазоне. Снимки были сделаны в 2009 году, всего в финальную выборку попали 209 изображений (фото Jonathan Nichols, NASA/ESA, University of Leicester).

Анализ новых изображений Сатурна, переданных телескопом Hubble, показал, что загадочные изменения мощности полярных сияний планеты синхронизированы с интенсивностью её радиоизлучения. Об этом поведала группа учёных из США, Англии, Бельгии и Франции под руководством специалистов университета Лестера (University of Leicester).

Про так называемое сатурнианское километровое радиоизлучение (SKR), испускаемое полярными областями планеты, учёные знают довольно давно. В эпоху полётов зондов Voyager (начало 80-х годов) считалось, что регулярные изменения этого радиоизлучения соотносятся с периодом собственного вращения газового гиганта. Однако последующие наблюдения продемонстрировали, что интервал между пиками интенсивности непостоянен – за 20 лет он вырос на 6 минут. Темп оборотов планеты так быстро измениться не мог.

В поисках «виновных», учёные обратили внимание на полярные сияния Сатурна, механизм образования которых почти аналогичен земному. Более того, перемещающиеся по направлению к полюсам планеты заряженные частицы считаются источником SKR. Логично предположить, что колебания параметров сияний и радиоизлучения связаны, однако до нынешнего исследования доказать это не удавалось.

Как сообщают учёные в пресс-релизе, обнаружить искомую связь им помогли снимки Сатурна, выполненные в УФ-диапазоне камерой ACS, установленной на «Хаббле» (один из таких кадров и показан под заголовком). Сведения по интенсивности SKR же собрал зонд Cassini.

Сравнив данные за четыре года, учёные сделали вывод: максимумы интенсивности SKR и мощности свечений совпадают. Этот факт позволит теперь строить новые предположения о причинах долговременных изменений в ритме SKR.

Статья учёных принята к публикации в Geophysical Research Letters, её препринт доступен здесь (PDF-документ). Читайте также о другом объяснении необычного поведения SKR – влиянии Энцелада.

Реальную cверхновую впервые препарировали в 3D