Впервые сфотографированы водородные связи

Обработанный на компьютере снимок с туннельного микроскопа: зелёным показаны водородные связи между молекулами (фото American Chemical Society).

Учёным из исследовательского центра Юлиха (JRU) удалось заснять водородные связи в крупной молекуле. Любопытно, что авторы работы вовсе не планировали столь яркое достижение.

Как утверждается в пресс-релизе, физики просто исследовали плоскую органическую молекулу PTCDA при помощи сканирующего туннельного микроскопа.

Два года назад немецкие учёные уже выяснили (смотрите статью в New Journal of Physics – PDF-документ), что при использовании этого метода можно повысить разрешение картинки, если поместить охлаждённый водород между иглой и исследуемой поверхностью. В ходе нового исследования специалисты заметили любопытный побочный эффект.

На компьютерной графике, наложенной на реальный снимок, выявленные водородные связи отмечены пунктирными линиями (фото American Chemical Society).

Оказывается, добавление водорода ещё и позволяет увидеть связи между молекулами PTCDA. Когда учёные направили микроскоп на образцы, во всём богатстве деталей проявились не только сами молекулы – между ними удалось засечь электрический сигнал, точно в тех местах, где по расчётам должны пролегать водородные связи.

Природу данного феномена учёные пока объяснить не могут и собираются детально его изучить в самое ближайшее время. Статья исследователей опубликована в Journal of the American Chemical Society.

Читайте также о том, как впервые были засняты спины атомов и анатомия молекулы.

Объяснено отсутствие белых дыр