Открыта самая насыщенная планетарная система

Кристоф Ловис (Christophe Lovis), ведущий автор работы, заявил, что нынешняя система (на рисунке), скорее всего, содержит больше планет, чем любая ранее открытая. Ловис, кстати, нашёл предыдущую близкую во всех смыслах планетную семью (иллюстрация ESO).

Самая богатая планетами система (помимо нашей собственной) обнаружена у звезды HD 10180. Международная группа астрономов выловила следы присутствия планет по колебаниям звезды при помощи спектрографа HARPS Европейской южной обсерватории (ESO).

Как повествует пресс-релиз ESO, у звезды найдено по меньшей мере пять планет. Все они сходны с Нептуном. Их массы колеблются в пределах от 13 до 25 земных, а период орбитального движения — от 6 до 600 дней. Расстояние от них до родного солнца соответственно варьируется от 0,06 до 1,4 дистанции между Землёй и Солнцем. Орбиты этих тел почти круговые.

Но самое примечательное, что в данных с HARPS прослеживается присутствие ещё двух планет у HD 10180, в отношении существования которых астрономы пока не уверены на все 100%. Одна из них — газовый гигант, напоминающий Сатурн и весящий как 65 Земель. Его год равен 2200 дням.

А вот вторая «подозреваемая» — совсем уж примечательный мир. Это очень близкая к звезде каменистая планета с массой в 1,4 земной. Если последняя находка подтвердится, она станет самой маленькой экзопланетой, открытой до настоящего времени. Правда, на этой раскалённой «сестре» Земли очень уж «тёплая погода». Ещё бы — радиус орбиты у неё равен двум процентам от земного, а год длится всего 1,18 суток.

Звезда HD 10180 (на фото вверху она отображена через комбинацию фильтров) расположена в 127 световых годах от нас в созвездии Южной Гидры. Синий ореол и лучи – артефакты съёмки.
Внизу: вид системы. Вместе с предполагаемыми у HD 10180 получается семь планет (у Солнца, напомним, их восемь), что бьёт предыдущего рекордсмена 55 Рака с пятью мирами (иллюстрации ESO).

Используя данные об этой системе вместе со сведениями о других планетных семьях, исследователи вывели некий аналог правила Тициуса-Боде для экзопланетных систем, который, возможно, является отражением некой закономерности в формировании планет.

Также астрономы указывают, что наиболее богатые планетами системы обнаруживаются около обеспеченных металлами и сравнительно массивных звёзд, а самые скромные по массе системы — вблизи самых лёгких и бедных тяжёлыми элементами светил. В целом такой расклад следовал из теоретических соображений, но теперь учёные подтвердили его на примере нескольких систем.

Учёный предложил начать поиск внеземного машинного разума