Разработана новая технология выращивания стволовых клеток

Ряды эмбриональных стволовых клеток человека подрастают на новой «грядке». Клетки подкрашены в исследовательских целях, чтобы выявить те или иные внутренние компоненты (фото Y. Mei, K. Saha, R. Langer, R. Jaenisch, D. G. Anderson).

Оригинальный способ чистого и широкомасштабного размножения стволовых клеток нашли учёные из Массачусетского технологического института (MIT).

Помимо малой производительности используемая ныне технология плоха тем, что вовлекает в качестве среды для размножения клетки и протеины из мышиных эмбрионов. А они могут вызвать иммунную реакцию при попадании в организм реципиента.

Кудесники из MIT разработали синтетическую поверхность для культивирования как индуцированных плюрипотентных (iPS-cells), так и эмбриональных стволовых клеток (ES-cells) человека. Она полностью свободна от каких-либо белков или клеток животного происхождения. Но при этом выполняет свою функцию даже лучше предшественников: готова в течение трёх месяцев превратить кучку исходных клеток в миллионы, что и требуется для практической терапии.

Исследователи перепробовали в роли подложки 500 полимеров с различными физическими (шероховатость, упругость) и химическими характеристиками. Оказалось, наиболее важным параметром для успеха предприятия является гидрофобность. Подобрав оптимальное её значение, наиболее благосклонно воспринятое клетками, авторы работы получили искомый результат.

Стволовые клетки человека нередко называют ключом к лечению многих заболеваний (вот лишь пара примеров – 1, 2), но такая терапия ещё не вышла из младенческого возраста. Одно из препятствий – сложность добычи и последующего культивирования клеток (фото AP).

Кроме того выяснилось, что для хорошей работы материала важно, чтобы в нём был высокий процент акрилатов. К такому полимеру учёные добавили протеин витронектин, который улучшил сцепление клеток с поверхностью. Теперь специалисты намерены развить свою технологию, чтобы приспособить её для размножения других типов клеток в научных и медицинских целях.

Статья, повествующая о результатах исследования, вышла в Nature Materials, смотрите также пресс-релиз MIT. (Узнайте о том, как биологи научились программировать стволовые клетки с помощью углов и конвертировать взрослые клетки в стволовые, открыв в таком процессе много подводных камней.)

Обнаружен новый необычный вид хлорофилла