Расшифрованы геномы двух муравьёв

Каждый муравей в колонии рождается с одинаковым набором генов, а его дальнейшую специализацию определяют уже эпигенетические механизмы (иллюстрация Roberto Bonasio/Jurgen Liebig).

Представлена полная расшифровка генома муравьёв двух видов – прыгающего танцора Harpegnathos saltator и флоридского древоточца Camponotus floridanus. Американо-китайская команда учёных во главе со специалистами Нью-Йоркского университета (NYU) выбрала этих насекомых из-за их любопытного социального поведения.

Другое достоинство упомянутых видов – хорошая адаптация к лабораторным условиям. Это обстоятельство позволило учёным не просто секвенировать ДНК, но и подробно изучить муравьиную эпигенетику, «надстройку» генома.

H. saltator в природе живёт в небольших колониях. В случае гибели королевы опустевший трон занимают рабочие муравьи-победители. Исследователей всегда интересовал тот факт, что эти новые королевы (гамергаты) живут намного дольше своих бывших товарищей-рабочих.

Как сообщают авторы работы, примерно 20% генома двух видов уникальны, а 33% – совпадают с человеческим. ДНК обоих муравьёв во много раз меньше нашей – 330 миллионов пар оснований у прыгающего муравья (вверху) и 240 у древоточца (внизу). Однако по количеству генов мы почти сравниваемся: 23 тысячи у человека, 17 064 у древоточца и 18 564 – у прыгуна (фото Jurgen Liebig).

В нынешней работе, опубликованной в Science, учёные находят в числе прочего объяснение этому казусу: оказывается, у гамергат повышается экспрессия белков, связанных с долгожительством, а также активность теломераз.

На примере же древоточцев, обладающих более сложной системой организации, учёные пронаблюдали и описали влияние степени выраженности генов, функционирующих в мозге. Исследователей поразило, что эпигенетические команды прямо определяют – «основную» или «подсобную» работу будет выполнять конкретный муравей.

Более подробно об исследовании можно прочесть в пресс-релизе Нью-Йоркского университета. Отметим, пока муравьи стали всего лишь вторыми (после медоносных пчёл) социальными насекомыми, чей геном расшифрован.

Расшифрован геном яблони