В колониях паразитов обнаружились воины и королевы

Один из актов поедания червём соперника: справа просвечивают глаза и торчит хвост жертвы (фото Ryan Hechinger).

Впервые у таких простых организмов, как плоские черви, биологи обнаружили деление по функциям: на защитников колонии и тех, кто продолжает род. У этих существ нет даже кровеносной и пищеварительной систем, однако они встают в один ряд с социальными животными вроде раков-щелкунов, актиний и грызунов семейства землекоповых.

Биологи извлекли червей из тел калифорнийских игольных улиток (Cerithidea californica) и обнаружили, что отдельные трематоды сильно отличаются друг от друга внешним видом и поведением. Одни малоподвижны и ежедневно клонируют сотни себе подобных, а вторые – защищают колонию от вражеских захватчиков. Так паразиты-трематоды стали первыми низшими существами, в колониях которых учёные нашли специализированных особей.

«У солдат относительно крупные рты, они иногда не просто кусают врага, а заглатывают его полностью», – поясняет руководитель нынешнего исследования Райан Хекинджер (Ryan Hechinger) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.

Черви, которых учёные именуют Himasthla вид B, делятся на две группы. К первой относятся крупные и медлительные особи (0,5-2,5 миллиметра в длину и 0,6 мм в ширину), ко второй – более многочисленные проворные и короткие паразиты (около миллиметра в длину, 0,1 мм в ширину) (фото Proceedings of the Royal Society B).

Солдатам удобно быть маленькими и мобильными, это преимущество, приобретённое в процессе эволюции, позволяет им быстро передвигаться по организму улитки-хозяина, предотвращая вторжение врагов, считают учёные.

Биологи предполагают, что и другие виды трематод (а их около 20 тысяч) живут в таких организованных колониях. Социальное разделение позволяет им более эффективно бороться за место под солнцем в течение десятка лет. Это, к примеру, доказывает тот факт, что за всё время наблюдения (51 колония, более 91 тысячи особей) учёные не зафиксировали смерть ни одного червяка.

«Иногда солдаты разрывают стенку туловища врага и высасывают его внутренности», – рассказывает Хекинджер (фото Proceedings of the Royal Society B).

Статья авторов открытия принята к публикации в журнале Proceedings of the Royal Society B. Узнайте также, зачем муравьи делятся на обычных и затыкающих собою дырки, а ещё об альтруистическом поведении солдат тли.

Биологи предложили не брать мышей за хвост