Биологи обучили обезьян-капуцинов денежным отношениям

Крошечные, но сообразительные и справедливые капуцины умеют использовать бесполезные вроде бы вещи и подавлять свои природные инстинкты в расчёте на будущее вознаграждение (кадр Elsa Addessi, Sabrina Rossi).

Учёные из итальянского института когнитивных наук и технологий (ISTC) провели эксперимент, открывший способность к символическому обмену у бурых капуцинов (Cebus apella).

Обезьянки должны были выбрать меньшее количество пищи или жетонов ради большей награды. Денежным эквивалентом (то есть жетонами) послужило множество разных предметов – от голубых пластиковых фишек и медной штепсельной вилки до металлического орешка и серебристой ленты.

Восемь капуцинов (в том числе отличившийся самец Сандокан) неоднократно продемонстрировали и повторили выдающиеся результаты. Простейший пример был таким: Сандокану предложили выбрать один или два жетона, и когда капуцин взял один, он получил арахис. В следующий раз, когда ему предложили два или пять жетонов на выбор, самец указал на два и вновь получил арахис.

Ранее исследователи из ISTC уже доказали (статья в Behavioural Processes), что капуцины предпочитают разнообразие пищи её количеству (фото Sabrina Rossi).

Более того, в последующих фазах эксперимента исследователи показали, что капуцины способны связывать качество пищи с количеством жетонов. Так, лакомый для обезьянок арахис «стоил» больше, чем два куска сыра пармезан. Иными словами, капуцины обнаружили способность рассуждать символически. Мышление такого уровня впервые наблюдается у обезьян, не относящихся к человекообразным.

«Умение ассоциировать символический стимул с наградой, охватывая различные виды раздражителей, – важная предпосылка для развития денежных отношений, — поясняет руководитель исследования Эльза Аддесси (Elsa Addessi). – Вероятно, этот медленный процесс занял не одну тысячу лет. В этом смысле можно сказать, что наши денежные отношения развились из символического мышления приматов».

Несмотря на миллионы лет самостоятельной эволюции, капуцины, как теперь выяснилось, обладают тем же «экономическим потенциалом», что и шимпанзе с орангутанами. Статья исследователей опубликована в Proceedings of the Royal Society B.

Орудия труда оказались для воронов незаменимыми