Открыта способность грибов производить ветер

Выбрасывающие споры чашечки исследованного гриба насчитывают около 0,5 см в поперечнике. Они «работают» весной и зимой. Грибы эти часто прячутся в полях, где заражают все близлежащие культуры, от арахиса до подсолнечника и капусты (фото Helene Dillard/Cornell University).

Грибы-паразиты Sclerotinia sclerotiorum разбрасывают споры на значительное расстояние, подгоняя их током воздуха, который создают сами. Такой вывод сделала команда исследователей из Гарварда (Harvard University), Корнелла (CU) и Калифорнийского университета в Беркли (UC Berkeley).

S. sclerotiorum распространяются при помощи микроскопических спор. Если бы последние выбрасывались грибами по одной, размножение было бы неэффективным – по расчётам учёных, споры отлетали бы всего на три миллиметра.

С темпами размножения S. sclerotiorum в природе такая модель не согласуется. И чтобы разрешить загадку, авторы новой работы проанализировали видеозаписи, выполненные в режиме замедленной съемки. Так они выяснили, что S. sclerotiorum выбрасывают тысячи спор одномоментно.

В результате такого слаженного движения над грибом-паразитом образуется небольшой воздушный поток, который переносит споры на расстояние до десяти сантиметров.

Пока исследователи не выяснили, какой сигнал запускает одновременный выброс спор. Основное предположение – «виноват» какой-то внешний стимул вроде снижения давления. Под его влиянием может происходить выброс нескольких спор, а за ними, реагируя на механические изменения в тканях гриба, по типу цепной реакции «подтягиваются» и остальные.

Как сообщила в интервью гарвардской газете участница работы Энн Прингл (Anne Pringle), прикладная цель исследования – найти новый способ борьбы с грибком, только в США наносящим урон фермерам на $1 миллиард ежегодно (фото Kris Snibbe).

Ещё одну видеозапись процесса можно просмотреть в пресс-релизе Калифорнийского универа. Статья учёных опубликована в PNAS. (Читайте также о размножении гриба-паразита путём зомбирования муравьёв и узнайте о цветке с быстрейшей пыльцой и спорах грибов, развивающих 180 тысяч g.)

Открыты гены астмы