На Мадагаскаре открыт чрезвычайно редкий хищник

Последний раз неизвестное хищное млекопитающее было открыто на Мадагаскаре в 1986 году, и вот очередной успех биологов (фото Durrell Wildlife Conservation Trust).

Одно из редчайших млекопитающих на планете обнаружено на болотистых берегах озера Алаотра (Lake Alaotra). Описание вида составили биологи из треста сохранения дикой природы Даррелла (DWCT), лондонского музея естествознания (NHM) и общества Conservation International.

Зверёк, весящий чуть больше полкило, назван вонтсира Даррелла (Durrell’s vontsira, Salanoia durrelli) в честь Джеральда Даррелла (Gerald Durrell), английского зоолога, телеведущего и писателя, основателя DWCT.

Впервые мангуста Даррелла специалисты DWCT обнаружили во время экспедиции 2004 года, его удалось лишь сфотографировать. В 2005-м группа исследователей вернулась на Алаотра, на этот раз поймав одного из «подозреваемых» и выполнив тщательные измерения. Кроме того, удалось найти мёртвый экземпляр животного, который был переправлен в Лондон.

Мангуст Даррелла, как считают учёные, адаптирован к жизни в водной или полуводной среде, что удивительно, поскольку обычно такие животные предпочитают сухие лесистые районы.
Вероятно, этот хищник питается рыбой и мелкими млекопитающими в озере и окрестных болотах. И если он действительно ловит рыбу, это пополнит перечень его необычных особенностей (фото Durrell Wildlife Conservation Trust).

Только после сопоставления всех данных новичка с параметрами его самого близкого родственника — бурохвостого мангуста (мунго) (Salanoia concolor), обитающего в лесах на востоке Мадагаскара, – зоологи объявили о новом виде.

И Salanoia durrelli, и Salanoia concolor, строго говоря, вовсе не мангусты, а похожие на них зверьки из семейства мадагаскарских хищников (Eupleridae). Отличаются эти два вида не только окраской, но и структурой черепа, зубов, размером и формой подушек на лапах.

Болотистые окрестности озера Алаотра. Несколько месяцев назад биологи официально объявили об исчезновении поганки Алаотры (Tachybaptus rufolavatus) – птицы, до недавнего времени обитавшей как раз в этих краях. В качестве своего рода компенсации теперь здесь открыт новый вид млекопитающих (фото Durrell Wildlife Conservation Trust).

Увы, мунго Даррелла может вскоре исчезнуть. До сих пор в дикой природе найдено лишь два его живых экземпляра (это те самые зверьки, увиденные в 2004 и 2005 годах). Причём водится это существо исключительно на берегах Алаотра, а этой экосистеме угрожает экспансия сельскохозяйственных угодий (в окрестностях множатся рисовые поля) и нашествие инвазивных видов растений и рыб.

Детали открытия раскрывает статья в Systematics and Biodiversity, пресс-релизы NHM и Conservation International. (Читайте также о редчайших лемурах Мадагаскара и его самоуничтожающейся пальме. А ещё полюбуйтесь на результаты фотоохоты на редчайших тонкого лори, калимантанского дымчатого леопарда и волосатоносую выдру.)

Биологи расшифровали рекордный геном