Астрофизики обнаружили след космических струн

Земля (синяя тока) в окружении квазаров и запечатлённого в них древнего магнитного поля (иллюстрация Robert Poltis, University at Buffalo).

Отпечаток загадочной структуры протяжённостью в тысячи раз больше размеров Галактики выявили Роберт Полтис (Robert Poltis) и Деян Стойкович (Dejan Stojkovic) из университета в Буффало (UB).

Космические струны (cosmic string) — это невероятно протяжённые дефекты пространства-времени практически нулевой толщины. Гипотетически они родились в первые мгновения после Большого взрыва. Условно их можно представить как трещины, возникшие при неравномерном охлаждении материала. Существование таких объектов до сих пор не подтверждено.

По теории космические струны давно распались за счёт излучения гравитационных волн. Но перед этим струны сформировали магнитные поля в проводящей плазме ранней Вселенной. По мере её расширения такие поля растягивались до масштаба в гигапарсеки и могли влиять на пространственную ориентацию зарождающихся галактик и квазаров.

Учёные из Буффало сопоставили данные о 355 удалённых квазарах и обнаружили, что если нанести на карту направления их джетов, 183 из них сложатся в два титанических кольца, переплетающихся между собой. Такая фигура вряд ли возникла случайно. По трактовке исследователей, перед нами след от двух закольцованных и пересёкшихся космических струн, существовавших миллиарды лет назад.

Данные говорят, что космические струны оставили колоссальный отпечаток в параметрах сотен квазаров, разнесённых по разным уголкам Вселенной.
Дополнительно авторы работы построили модель, предсказывающую воздействие космических струн на образование квазаров, и нашли, что расчёты хорошо соответствуют наблюдениям. Детали работы раскрывает статья в Physical Review Letters (иллюстрация Robert Poltis, University at Buffalo).

Обнаружение космических струн было бы очень важным открытием в космологии, но далеко не все учёные согласны с выкладками Полтиса и Стойковича. Оппоненты отмечают, что космические струны, вероятно, распались так быстро, что не могли оставить след, который сохранился до нашего времени. А аномальное распределение в ориентации квазаров может иметь и другое объяснение.

Сами авторы исследования тоже говорят, что их выводы не окончательны. Физики настаивают на дальнейших наблюдениях. Ведь новая гипотеза делает ряд предсказаний, которые можно проверить. (Читайте также о втором этапе потепления Вселенной, о таинственном австралийском диполе, протянувшимся поперёк всего космоса, и о том, кто и зачем "немного наклонил" мироздание.)

Туристический ракетоплан впервые полетел самостоятельно

11 октября 2010

Астрономы подали заявку на самый тяжёлый пульсар

11 октября 2010

Астрономы разглядели вторую эпоху потепления Вселенной

8 октября 2010

Американцы испытали термоядерную спичку

8 октября 2010

Учёные связали падение солнечной активности и потепление

7 октября 2010
  • Константин Когут  16 августа, 20:27
    Могу ли я узнать к какой теории ети «струны» принадлежит ? Я имею в виду теорию большого взрыва ,теориюструн , м теорию и многие другие .