На Марсе найдено ранее благоприятное для жизни место

Съёмка с орбиты выявила в окрестностях вулкана десятки точек с отложениями минерала, формирующегося в присутствии воды (фото Nature Geoscience).

Кальдера Нили Патера (Nili Patera) в экваториальном регионе Большой Сырт — один из последних участков на Красной планете, где могла бы продержаться жизнь после глобальной перемены климата. Такой вывод сделали планетологи из университетов Брауна (Brown) и Нотр-Дама (ND) и лаборатории прикладной физики университета Джона Хопкинса (APL).

Съёмка со спутника Mars Reconnaissance Orbiter выявила залежи гидратированного кремнезёма на склонах частично разрушенного вулкана возрастом менее 3,5 миллиарда лет, плюс на прилегающих равнинных участках.

Отложения были созданы в присутствии жидкой воды и тепла. Если жизнь на Марсе когда-либо существовала, данный участок предоставлял ей кров ещё долгое время после того, как остальная поверхность превратилась в холодную пустыню.

Упомянутое соединение кремния на Марсе находили и раньше, и не только с орбиты, но и с помощью марсоходов. Однако теперь у учёных имеется великолепный контекст: склоны вулкана, поднимающегося на 100 метров над уровнем более древней чаши Нили Патера (насчитывающей в поперечнике 50 километров).

Светлые отложения (отмечены стрелками) возникли там, где вода, подогретая вулканическим теплом, взаимодействовала с окружающей породой (фото NASA/JPL-Caltech/MSSS/JHU-APL/Brown University).

Небольшой вулкан, по выражению участников исследования, был последним вздохом гигантской вулканической системы. И в то время как на львиной доле Марса жидкая вода уже успела испариться или обратиться в лёд, в этой кальдере ещё существовали горячие источники и фумаролы, благоприятные для микробной жизни.

Форма отложений и их нахождение внутри и вокруг вулканического конуса предполагают, что они возникли именно благодаря гидротермальной системе. И эти марсианские образования похожи на те, что можно найти в вулканических районах на Гавайях или в Исландии. По аналогии с последними Нили Патера может оказаться «коллективной могилой» древних марсианских бактерий.

Подробности работы можно найти в статье в Nature Geoscience и пресс-релизе университета Брауна. (Читайте о доводах в пользу существования жидкой воды на Марсе в недавнем прошлом.)

Взвешена нейтронная звезда – претендентка на рекорд

28 октября 2010

На Венере найдены следы недавнего вулканизма

26 октября 2010

Начат эксперимент по одомашниванию вулканов

26 октября 2010

Астрономы увидели самую далёкую галактику во Вселенной

21 октября 2010

Астрономов удивило неправильное пятно на экзопланете

20 октября 2010
  • Алик ЯйцоЖинский  25 января, 21:47
    Не исключено, что иносы-2012 рассматривают людей как род полезных почвенных микробов, которые могут начать возрождение Марса с их помощью.
  • Вы переоцениваете людей: они слишком нежные и требуют десятков лет для размножения.