Женевский ускоритель создал Большой взрыв в миниатюре

В первом столкновении ионов в БАК (показаны треки родившихся частиц внутри детектора ALICE) энергия достигала 2,76 тераэлектронвольт на пару нуклонов (иллюстрация CERN).

Самые высокие температура и плотность, когда-либо достигнутые в эксперименте, зафиксированы в ходе столкновений ионов в Большом адронном коллайдере (LHC), — рассказывает один из участников опыта Дэвид Эванс (David Evans) из университета Бирмингема.

После серии экспериментов с протон-протонными столкновениями, уже показавшими необъяснимое явление, БАК временно перевели на работу с ионами свинца. Первые такие столкновения были проведены 7 ноября, а восьмого числа удалось достичь стабильного поведения пучков.

Со слов Эванса, в момент ударов субатомные сгустки разогревались более чем до десяти триллионов градусов, что в миллион раз горячее, чем в центре Солнца. Для сравнения: предыдущий опыт по воссозданию условий сразу после Большого взрыва, проведённый в США, достиг показателя в четыре триллиона градусов.

Как рассказывают физики, каждое соударение пары ионов порождало тысячи частиц. На этом и следующем рисунках их траектории показаны цветными линиями (цвета отражают энергию) (иллюстрация CERN).

Энергия, «закачанная» в ионы свинца, достигала 287 ТэВ на пучок, — повествует пресс-релиз Европейского центра ядерных исследований. Полученная кварк-глюонная плазма, как считается, очень похожа на ту, что существовала в первые миллионные доли секунды после Большого взрыва.

Поскольку энергия столкновения тяжёлых ионов в БАК более чем на порядок выше, чем в любом предыдущем эксперименте, учёные рассчитывают детальнее разобраться с процессами, происходившими в первые мгновения жизни Вселенной. В частности, опыты с ионами покажут, как кварк-глюонная плазма превращалась в ту материю, что мы видим сегодня. Также, ожидают исследователи, прольётся свет на природу сильного взаимодействия, связывающего кварки в протоны и нейтроны.

А поток данных от коллайдера ожидается большой: помимо детектора ALICE на опыты с ионами свинца переключены другие установки рекордного аппарата — CMS и ATLAS.

Столкновения ядер свинца будут продолжены до 6 декабря 2010 года, когда опыты приостановят для проведения технического обслуживания ускорителя. А в феврале 2011 года физики вернутся к работе с протонными пучками (иллюстрация CERN).

Израильтяне создали самый прочный органический материал

27 октября 2010

Физики впервые отсняли монополи

20 октября 2010

Шатающаяся консоль вырабатывает ток из света

13 октября 2010

Астрофизики обнаружили след космических струн

12 октября 2010

Астрономы разглядели вторую эпоху потепления Вселенной

8 октября 2010
  • Денис Новицкий  18 февраля, 16:06
    Что за инфа??? Как на территории Земли можно что-то нагреть до триллионов градусов? Она вся расплавится!
  • Леонид Попов  18 февраля, 17:49
    Вся Земля? :-) Вы, конечно, шутите? Там даже установка ничего не «замечает» — количество раскалённой материи очень мало и время, что держится такой нагрев — тоже измеряется триллионными долями секунды.
  • Илья Тевет  18 февраля, 21:24
    Тут недавно в прессе писали: по результатам опроса — треть населения России считает, что Солнце вокруг Земли вертится. Я думал — врут, но благодаря Вам, Денис, я понял — не... не врут.
  • Владимир Королёв  19 февраля, 02:07
    Ладно бы удивились, коли раскочегарили бы до планковской температуры. Тогда точно бигбенг. Причем по мощности как первый.
  • просветите неграмотного, а это сколько? ^_^