Астрономы изучили снежную бурю кометы

Происхождение джетов очень заинтересовало учёных. Увиденное они сравнили с тем, что происходит внутри игрушечных снежных шаров (фото NASA/JPL-Caltech/UMD).

В первых числах ноября были получены снимки ядра кометы Hartley 2, а учёные из NASA уже рапортуют о новых данных: обнаружении необычных струй газа и пыли, срывающихся с поверхности космического объекта.

Учёные увидели на концах кометы подобие снежного шторма: Hartley 2 покидали частицы размером с мяч для гольфа и порой даже с баскетбольный мяч. В то же время с узкой «талии», похожей на косточку кометы, только испарялась вода. Как выяснилось, побегу в отдельных частях способствовали разные процессы.

Чтобы лучше понять природу происходящего, физики сравнили новые данные с теми, что были получены в ходе исследования другого объекта – кометы Tempel 1. «Впервые нам удалось увидеть отдельные куски льда в облаке вокруг кометы и джеты, питаемые диоксидом углерода. На Tempel 1 такого не было», — рассказывает Майкл Эйхирн (Michael A’Hearn) из университета Мэриленда.

Ядро Hartley 2 ведёт себя иначе, нежели ядро других обследованных земными аппаратами комет. Если в случае Tempel 1 смешанный с грязью водяной лёд спокойно сублимирует с поверхности под действием солнечных лучей, то на Hartley 2 потоки CO2 вырываются из-под разогретой светилом смеси водяного льда и грязи, увлекая с собой снежные осколки (фото и иллюстрации NASA/JPL-Caltech/UMD/McREL).

Поверхность исследованных ранее космических объектов была более-менее ровной («талия» кометы такая же, а потому процессы там классические). Концы Hartley 2 шероховатые, и о спокойной сублимации речи не идёт, наоборот, там постоянно вырываются струи сублимирующего углекислого газа, уносящие с собой снег и льдинки. Состав удалось определить по инфракрасному спектру.

Увеличенное изображение струй газа и ледяных осколков в них. «Снежинки» отснял инструмент высокого разрешения HRI. По фотографиям удалось определить размеры частиц (фото и иллюстрация NASA/JPL-Caltech/UMD).

Наблюдающие за миссией техники проверили, не повредили ли ледяные осколки аппарат Deep Impact. Оказалось, что всё в порядке. Между тем исследование Hartley 2 продолжается. Учёные, в частности, хотят установить, являются ли два разнородных процесса «виновниками» странного внешнего вида кометы.

Ещё одна цель: выяснить, как зародилась комета 4,5 миллиарда лет назад. Ведь присутствие большого количества CO2 свидетельствует о том, что родина Hartley 2 находится далёко от светила.

Найдена самая молодая чёрная дыра