Медики объяснили патологическое бесстрашие

Объектом исследования стала 44-летняя женщина. В одном из опытов её попросили взять в руки змею и паука (фото Justin Feinstein et al., Current Biology).

Американские учёные нашли объяснение редкой аномалии, при которой человек совсем не испытывает страха – он не видит ничего угрожающего в источниках смертельной опасности.

Исследователи из университета Айовы (UI) познакомились с пациенткой, условно называемой SM, около 20 лет назад. Первоначально на её примере биологи пытались изучить особенности болезни Урбаха-Вите (Urbach-Wiethe disease), результатом которой было полное отсутствие миндалевидного тела (amygdala).

Некоторую эмоциональную ненормальность женщины учёные обнаружили, когда тестировали её способность распознавать страх на лицах других людей. (Дело в том, что амигдалу уже не раз "обвиняли" в трусости и смелости людей.) Оказалось, что этого женщина сделать не может.

Сканирование мозга SM показало, что у неё полностью отсутствует миндалевидное тело (пустоты отмечены стрелками). На рисунке ниже: объёмное изображение здорового мозга и амигдалы – показана красным (иллюстрация Justin Feinstein, Wikipedia).

В течение трёх месяцев SM вела электронный дневник, по 50 раз на дню записывая, что она чувствует. Опрос показал, что женщина испытывает массу эмоций (удивление, радость, отвращение и так далее), но страх – никогда. При этом она помнит, что в детстве ещё чего-то боялась, и понимает, что страшный видеоролик может напугать других.

Учёные пришли к выводу, что критическим звеном в формировании всех человеческих боязней является именно миндалевидное тело, а его «пропажа» лишает страха. Правда, такое высказывание противоречит прежним работам других биологов.

К сожалению исследователей, полное отсутствие чувства страха встречается крайне редко. А потому авторам нынешней работы нечего возразить коллегам, полагающим, что опираться на информацию, полученную от одного пациента, некорректно.

В пресс-релизе американцы утверждают, что их открытие поможет придумать лекарство для борьбы с посттравматическим стрессовым расстройством (PTSD). Для этого нужно будет найти препарат, способный подавить работу миндалевидного тела.

Статья авторов исследования опубликована в журнале Current Biology. Узнайте также о том, как побороть посттравматический стресс с помощью тетриса, а ещё о том, как бесстрашие удалось получить выключением гена.

Генетики прочитали код ребёнка в крови матери