Аминокислоты найдены в невозможном месте

Когда были обнаружены фрагменты взорвавшегося астероида, никто не мог предположить, сколько сюрпризов они принесут (фото NASA/SETI/P. Jenniskens).

Девятнадцать различных аминокислот выявили исследователи в не совсем обычном метеорите, в котором по всем оценкам таких веществ быть не должно. Находка расширяет представления учёных о процессах, способных приводить к синтезу необходимых для жизни сложных соединений.

Речь идёт об астероиде 2008 TC3, который упал на Землю в 2008 году, взорвавшись в атмосфере и породив множество осколков (метеоритов), оперативно найденных в Нубийской пустыне.

Инициатор того поиска — Питер Дженнискенс (Peter Jenniskens), астроном из института по поиску внеземного разума (SETI Institute), – подтолкнул коллег к новой фазе работы. С его подачи специалисты из NASA и океанографического института Скриппса (Scripps Institution of Oceanography) провели анализ образцов 2008 TC3. (Кстати, на снимке под заголовком Питер слева, рядом с ним один из студентов, помогавших в поиске фрагментов астероида.)

О целом «детективе» с поиском останков 2008 TC3 мы рассказывали подробно. На снимке – Дженнискенс и гостинцы из космоса (фото NASA Ames Research Center, SETI/Peter Jenniskens).

Хотя содержание идентифицированных в кусочках метеорита аминокислот составило всего от 0,5 до 149 частей на миллиард, трудно переоценить важность открытия. Как объясняют исследователи в пресс-релизе центра Годдарда, ранее было установлено, что 2008 TC3 и сам является осколком – следом от столкновения в космосе двух астероидов (к слову, посмотрите на первую такую пойманную катастрофу). Минералы астероида рассказали, что породившее его тело некогда испытало нагрев до 1100 градусов по Цельсию.

Если бы в исходном объекте присутствовали аминокислоты, они, скорее всего, были бы уничтожены. Однако осколки самого 2008 TC3 демонстрируют эти «невозможные» молекулы. Об их космическом происхождении говорит пропорция — по 50% левых и правых аминокислот (жизнь на Земле использует только левые).

«Раньше мы думали, что существует простой способ производства аминокислот в астероиде при низких температурах в присутствии жидкой воды, – говорит Дэниел Главин (Daniel Glavin) из NASA, один из авторов исследования. – Этот метеорит предлагает другой способ, с участием реакций в газах, идущих по мере остывания горячего космического тела».

В свою очередь выходит, что аминокислоты в Almahata Sitta (так называются собранные фрагменты 2008 TC3) могли появиться в самом начале истории Солнечной системы.

Сложную органику, в том числе аминокислоты, учёные уже находили в метеоритах и кометах. Эти находки — аргумент в пользу космических корней жизни. По некоторым предположениям, если сама жизнь и не была занесена на Землю из космоса, то, возможно, космос подарил нам важные соединения, способствовавшие старту эволюции на нашей планете.

Учёные добавили аргументов в пользу жизни на Титане