Швейцарцы синтезировали крупнейшую в мире молекулу

Новая молекула PG5 похожа на природные объекты, например на представленный здесь вирус табачной мозаики (TMV), и способна сохранять свою форму (фото Angewandte Chemie).

170 тысяч химических связей пришлось сформировать учёным, чтобы получить самую большую стабильную синтетическую молекулу. Её радиус составляет 10 нанометров, а вес доходит до 200 миллионов атомных единиц массы, тогда как предыдущий рекордсмен весил лишь 40 миллионов дальтонов.

В процессе получения молекулы, условно именуемой PG5, специалисты швейцарского федерального технологического института (ETH Zürich) использовали стандартную реакцию полимеризации. Таким способом они собрали отдельные составляющие в единую длинную цепь, а затем запустили другие реакции органического синтеза, чтобы нарастить на получившееся углеродно-водородное дерево отдельные ветки, содержащие бензол и азот.

Обе технологии стандартные, а потому нынешняя работа наверняка вдохновит других учёных на создание ещё более крупных молекулярных объектов.

Вверху: структурная формула дендрона, составляющего линейной молекулы полимера. Внизу: дендроны (показаны зелёным), соединённые в цепочку на едином общем хребте (красный) (иллюстрация Angewandte Chemie).

Швейцарцы отмечают, что PG5 может «держать» в своих многочисленных ветвях лекарственные вещества. Соответственно, она способна доставлять лекарства по месту назначения. Подобные синтетические нанообъекты создавались и ранее, но они всегда состояли из множества молекул, а не из одной разветвлённой. (Подробности – в статье журнала Angewandte Chemie.)

Цифра в названии свидетельствует о принадлежности новинки к пятому поколению синтезированных в швейцарской лаборатории молекул (фото ETH Zürich).

Читайте также о самых крупных молекулах в космосе, супершаре и даймондоидах.

Создана самая маленькая в мире таблица Менделеева