Аронник воняет потому, что ему нужны мухи

С виду аронник тоже несколько трупообразен (фото BBC).

Учёные разгадали загадку одного из самых вонючих растений в мире — средиземноморского аронника (Helicodiceros muscivorus). «Аромат» этого растения напоминает запах гниющего мяса — и, как уточнили учёные, — не просто напоминает.

Мужские и женские части цветков аронника созревают в разное время, причём женские — несколько раньше. В качестве опылителей аронник использует мясных мух, которые как раз в это время ищут место, куда отложить яйца. Ориентируются они, в основном, по запаху.

Сотрудники шведского Сельскохозяйственного университета (Swedish University of Agricultural Sciences) и итальянского Университета Кальяри (University of Cagliari) с помощью газовой хроматографии и ионизации пламени выяснили, что и в случае с разлагающейся плотью, и в случае с аронником в роли запахообразующих веществ выступают одни и те же вещества — три олигосульфида. Обычно это побочный продукт распада белков.

Учёные считают, что это очень хитрый химический трюк, который аронник выработал у себя в процессе эволюции. Мухи не могут сопротивляться этому аромату, однако, попадая в цветок, они, конечно, не обнаруживают никакого мяса, и стараются улететь. Но не тут-то было.

Когда, ориентируясь на вонь, насекомые заползают в «женские» части цветка (флореты), находящиеся там «на входе» шипы и волокна смыкаются, и муха оказывается запертой там на несколько часов. Этого хватает, чтобы «мужские» части цветка тоже вызрели. Тогда насекомое выпускается наружу, и по дороге из цветка щедро вымазывается в пыльце.

Дальше она летит к другому вонючему цветку и опыляет его.

Самое интересное, что аронник привлекает мух не только запахом, но и внешним видом и даже температурой: внутри него она на 15oC выше, чем в окружающем цветок пространстве.

В Британии оживили «космических» микробов