Измерена скорость гравитации

Скорость гравитации выяснили благодаря Юпитеру.

Эд Фомолонт (Ed Fomalont), сотрудник Национальной радиоастрономической обсерватории в Шарлоттсвилле, США (National Radio Astronomy Observatory in Charlottesville) и Сергей Копейкин, сотрудник Университета Миссури (University of Missouri in Columbia) измерили скорость гравитации.

Как показали их измерения, она равна скорости света. Это лишний раз подтвердило справедливость общей теории относительности Эйнштейна.

Все прежние попытки измерить скорость гравитации не давали никаких результатов. Учёные пытались обнаружить так называемые гравитационные волны — колебания пространства-времени, возникающие в результате движения тел, — однако поиски эти успехом так и не увенчались.

Копейкин пошёл другим путём. Он переформулировал уравнения ОТО так, чтобы выразить гравитационное поле движущегося тела через массу тела, его скорость и скорость гравитации. Таким образом, измеряя гравитационное поле какого-либо крупного тела, чьи скорость и масса известны, можно выяснить и скорость гравитации.

Таким крупным телом стал Юпитер. В сентябре 2002 года эта планета оказалась точно между Землёй и одним квазаром — мощным источником радиоволн.

Искажение, которое гравитационное поле планеты оказывает на эти радиоволны, привело к смещению видимого положения квазара на небе. Проанализировав данные по этому смещению, полученные с нескольких крупных радиотелескопов, Копейкин и Фомолонт вычислили скорость гравитации.

Полученное ими значение равнялось 0,95 скорости света, при этом погрешность составила 0,25. Иначе говоря, значение скорости гравитации совпало со значением скорости света.

Конец 2002 года и главные загадки космоса. Часть вторая