Автомобильные фанатики узнают машины так же, как и лица

Автолюбители узнают машины так же, как и своих знакомых, — в лицо.

Мужчины, любящие свои автомобили больше жизни, узнают их «в лицо» — причём в буквальном смысле. Как выяснили сотрудники университета Вандербильта в Нэшвилле (Vanderbilt University in Nashville) и университета Колорадо в Балдере (University of Colorado at Boulder), при узнавании своего автомобиля, у заядлых автолюбителей активизируется та же часть мозга, что и при распознавании лиц.

Это опровергает общепринятую теорию, согласно которой данная часть мозга используется исключительно для распознавания лиц.

В исследовании принимали участие сорок мужчин, половина из которых относятся к разряду автомобильных «маньяков». Электрофизиологические процессы, происходившие в той части мозга каждого, которая ассоциируется с распознаванием лиц, регистрировались приборами.

Участников исследования попросили опознать те или иные лица и машины, сначала по раздельности, а затем одновременно.

Автолюбители не смогли узнать свои автомобили по отдельным частям, заявив, что они могут распознать их только целиком. Обычно именно так человек узнаёт лица своих знакомых. Кроме того, у автоманьяков непреодолимые трудности вызвали картинки, на которых одновременно фигурировали части автомобилей и человеческих лиц.

Исследователи считают, что подобные затруднения являются прямым подтверждением идеи о том, что в распознавании и машин, и лиц задействованы одни и те же процессы в нервной системе.

Мониторинг активности мозга показал, что попытки распознать изображения машин и лиц происходили одновременно. Оба типа сигнала были зафиксированы менее чем через одну пятую секунды после того, как то или иное изображение было увидено. Это означало обработку изобразительной информации мозгом.

Таким образом, узнавание лиц и автомобилей — это, по крайней мере, частично, один и тот же процесс, в котором задействованы одни и те же части мозга.

Впрочем, в этом уверены не все. Например, сотрудник подразделения Кэмбриджского университета, занимающегося изучением мозговой активности (MRC Cognition and Brain Sciences Unit at Cambridge University) Энди Колдер (Andy Calder), согласен с тем, что область мозга, связанная с распознаванием лиц влияет на узнавание других предметов.

Однако, по мнению Колдера, допустимы и другие объяснения. Вполне вероятно, что в мозге происходят куда более сложные познавательные процессы и увиденным образам придаётся некое социологическое значение.



Humour Research: в изучении юмора нет ничего смешного

5 марта 2003

Кризисная IT-психология: спасение души и компьютера одновременно

26 февраля 2003

Летающая лодка OutRider 27 — дочь болида и самолёта

21 февраля 2003

Для Segway придумали страховку

20 февраля 2003

Трети человечества свойственны ложные воспоминания

18 февраля 2003