Изучено звуковое воздействие самолётов на китов

С малой авиацией всё понятно. Но и реактивные истребители, создающие больше шума, чем другие самолёты, не опаснее для животных, потому как пролетают быстрее (фото с сайта hillaircraft.com).

Специалисты из научно-технической организации минобороны Австралии (Defence Science and Technology Organisation — DSTO) пришли к выводу, что шум низколетящих самолётов не оказывает серьёзного негативного воздействия на китов, дельфинов и других морских млекопитающих.

Исследователи использовали компьютерную модель шума, исходящего от реактивных истребителей, вертолётов и военно-транспортной авиации, летящих высоте меньше 300 метров над уровнем моря, чтобы произвести так называемые «шумовые карты».

Согласно этим «картам», особенности передачи звука с воздуха в воду в том, что звук концентрируется в довольно узком конусе под самолётом.

Этот эффект «прожектора» доказывает, что шумовое воздействие на морских обитателей весьма ограничено — узкий конус перемещается очень быстро, речь идёт о 5-7 секундах, так что опасность невелика.

Другое дело — подводная деятельность человека. Например, разведка нефтяных месторождений под водой при помощи пневматических пушек может вызвать изменения в поведении морских млекопитающих.

Перелётные птицы умеют калибровать внутренний компас