Cassini приносит учёным пять новых загадок Сатурна

Новые детали, обнаруженные на поверхности Титана, близ южного полюса. Область светлых облаков внизу имеет поперечник 450 км (фото с сайта saturn.jpl.nasa.gov).

Первые дни работы космического корабля Cassini в системе Сатурна уже принесли драматическое расширение наших знаний об этой планете. И многие открытия если не поставили учёных в тупик, то привели в некоторое замешательство.

В частности, в то время как кольца состоят преимущественно изо льда, щель Кассини (между кольцами A и B) оказалась наполнена немалым количеством частиц, состоящим из каких-то тёмных пород, которые, в свою очередь, оказались замечательным образом подобны породам, найденным на спутнике Феба.

Много тёмной породы найдено и в кольце F, и в мелких щелях между кольцами.

Чистота (лёд) колец A и B, наряду с «грязью» кольца F, как и сходство этих пород с составом Фебы — большая загадка.

На краю колец аппарат обнаружил много атомарного кислорода, который распределён неравномерно, а с одной стороны — интенсивно убегает в космос — что заставило учёных предположить недавнее (буквально в момент прибытия Cassini) столкновение с кольцами некоего объекта.

В плоскости колец также обнаружено большое количество пыли, частицы которой сопоставимы по размеру с частицами сигаретного дыма. Специальные приборы фиксировали удары таких пылинок в корабль.

В момент пересечения колец он получил 100 тысяч таких ударов менее чем за пять минут.

Впервые удалось измерить скорости ветров на Сатурне в зависимости от высоты. Оказалось, выше облаков они замедляются — на 140 метров в секунду на высоте 300 километров (от границы облачного покрова).

Также были получены новые снимки Титана — как в видимом диапазоне, так и на разных частотах инфракрасной области спектра.

Таким образом, учёным удалось проникнуть сквозь плотную атмосферу этого спутника и увидеть много особенностей: поверхность, покрытую льдом и углеводородами, странное облако метана на южном полюсе (его частицы намного крупнее, чем обычный для планеты метановый туман), а ещё — пятно на севере, которое может быть кратером.

Титан в чём-то подобен ранней Земле, говорят учёные, здесь вероятно есть простейшие органические молекулы.

NASA на Сатурне. Часть вторая: сюрпризы колец