Новый спутник NASA будет ловить самые большие взрывы во Вселенной

Новый спутник на фоне вспышки. Точная природа сверхсильных гамма-взрывов неизвестна, есть лишь ряд предположений (иллюстрация sciencedaily.com).

Американский спутник Swift подготовлен к старту, намеченному на 7 октября 2004 года. Он предназначен для изучения самых грандиозных взрывов в космосе, превосходящих по силе вспышки сверхновых звёзд.

Это таинственные вспышки гамма-лучей, происходящие в отдалённых уголках космоса. При них, за промежуток времени, колеблющийся от долей секунды до минут, выделяется в сотни миллиардов раз больше энергии, чем излучает Солнце за целый год.

Предсказать появление таких вспышек невозможно — они никогда не повторяются в одном и том же месте. Остаётся их улавливать приборами, обозревающими небо.

Новый спутник станет самым чувствительным из всех существующих.

Он назван в честь вёрткой птицы. Дело в том, что спутник в состоянии при обнаружении вспышки первичными детекторами очень быстро развернуться в её сторону и нацелить на источник основные приборы, «ухватив» продолжающийся взрыв.

Это позволит получить массу полезной информации о таинственных взрывах.

Тем более, что они сопровождаются не только гамма-вспышкой, но и так называемым послесвечением — сравнительно слабым излучением в рентгеновском, радио- и оптическом диапазоне, которое длится несколько часов после взрыва.

Предполагается, что Swift будет фиксировать примерно по две такие вспышки в неделю, снимая массу «показаний» в различных диапазонах спектра.

Кроме того, спутник будет рассылать по электронной почте «горячие» уведомления в крупнейшие обсерватории мира, с координатами источника излучения.

Так что астрономы на Земле, если отреагируют оперативно, смогут нацеливать на пойманные взрывы наземные телескопы.

Это позволит точнее определять расстояние до источников и поможет лучше узнать природу явления.

Кстати, учёные предполагают, что гамма-взрывы связаны либо с гибелью необычайно массивных звёзд, возможно, самых ранних во Вселенной, либо со столкновением нескольких нейтронных звёзд или слиянием больших чёрных дыр.

Аппарат Cassini нашёл на Титане фиолетовый туман