Биологические ритмоводители для сердца могут заменить кардиостимуляторы

Лиор Гепштейн надеется спасти тысячи людей (фото с сайта pard.technion.ac.il).

Команда учёных под руководством Лиора Гепштейна (Lior Gepstein) из израильского технологического института (Technion) показала, что из стволовых клеток можно делать сердечные ритомоводители.

В эксперименте стволовые клетки из человеческих эмбрионов были химически «спровоцированы» в превращение в кардиомиоциты — клетки сердечной мышцы.

Эти клетки собрались в небольшие объёмные группы, которые, как заметили учёные, самопроизвольно бились в сердечном ритме.

Клетки от таких бьющихся участков внедряли в сердца свиней, предварительно прооперированные, чтобы создать у подопытных животных неправильный, медленный сердечный ритм.

У 11 из 13 животных несколько новых сердечных клеток смогли задавать правильный ритм всему сердцу.

При этом в пяти случаях такие биологические ритмоводители вступали в работу периодически, но в шести случаях — новый, навязанный человеческими клетками ритм был устойчив.

Дальнейшее развитие технологии может привести к замене электронных ритмоводителей у больных людей на несколько клеток-лидеров, созданных из стволовых клеток эмбрионов и внедрённых в сердечную мышцу.

В отличие от приборов, такие ритмоводители не нуждаются в питании, не могут сломаться или откликнуться сбоем на помеху от мобильного телефона.

Новая технология могла бы спасти многих больных. Единственное, что само использование стволовых клеток от эмбрионов окружено нерешёнными этическими вопросами.

ДНК Бога: биологи ставят эксперимент по примирению науки и веры