Разговор на мелодичном языке развивает музыкальный слух

Если язык человека музыкален — с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух (фото с сайта library.miami.edu).

Диана Дойч (Diana Deutsch) из университета Калифорнии в Сан-Диего (University of California, San Diego) установила связь между мелодичностью языка, на котором говорит человек, и музыкальным слухом.

Для сравнения она решила выбрать английский язык и китайский (мандарин).

Последний относится к так называемым тональным языкам, в которых тонкая интонация будто бы одного и того же произносимого слова может менять его значение до неузнаваемости.

Исследовательница сравнила данные 115 студентов-музыкантов из Рочестера (США) и 88 студентов-музыкантов из Пекина.

Оказалось, что испытание на абсолютный слух прошли 60% китайских музыкантов и только 14% их молодых коллег из США.

В этом испытании, когда человек должен идентифицировать и воспроизводить совершенно все ноты подряд, от испытуемого требуется различать звуки, частота которых отличается всего на 6%.

Это очень мало, ведь частота самых низких и самых высоких звуков, которые слышит человек — отличается в тысячу раз.

Любопытно, что наибольший процент людей с абсолютным слухом был (в той и другой группе) у тех студентов, которые начали изучать музыку между 4 и 5 годами, в то время как среди тех, кто приступил к музыкальным занятиям после достижения 8-летнего возраста, таковых почти не оказалось.

Точнее — студенты, поздно начавшие учиться музыке, но всё же обладающие абсолютным слухом, ещё встречались среди китайцев, но среди американских студентов — уже нет.

Автор работы считает, что в случае с китайцами — музыка воспринималась их мозгом как второй, родственный язык.

Соответственно, им было тем труднее учиться, чем позднее человек приступал к занятиям. Но обучение всё же шло неплохо.

А вот со студентами, говорящими по-английски, дело обстояло хуже. Поскольку английский язык — не тональный, обучение музыке воспринималось этими людьми как обучение их первому языку — они словно учились говорить заново.

Таким образом, критический возраст, после которого трудности обучения резко усиливались, для таких людей был ещё меньше.



Учёные показали хорькам «Матрицу» и проникли в их головы

4 ноября 2004

Оркестр игровых приставок играет музыку игр

1 ноября 2004

Слабый электроток ускоряет мысли в голове

28 октября 2004

Электронная шина данных в мозге человека оживляет воспоминания

22 октября 2004

GuitarBot: робот играет на четырёх гитарах сразу

30 сентября 2004