Учёные открыли суператомы и новый раздел химии

Суператом алюминия реагирует с иодом (иллюстрация с сайта sciam.com).

Шив Ханна (Shiv N. Khanna) и его коллеги из университета Содружества Виржинии (Virginia Commonwealth University) обнаружили, что в определённых условиях атомы алюминия могут соединяться в упорядоченные кластеры, мимикрирующие под другие элементы периодической таблицы.

В таком состоянии атомы коллективно формируют необычные электронные оболочки, которые определяют его (объединённого суператома) химические свойства, отличные от собственно алюминия.

Так, опыты показали, что упорядоченная группа из 13 атомов алюминия выступает в химических реакциях «в роли» единственного атома иода, то есть ведёт себя как иод. А 14-атомный алюминиевый кластер словно «превращается» в бериллий. В химическом плане.

Исследования показали, что алюминиевые суператомы могут быть очень устойчивыми.

Открытие нового класса веществ — полииодидов (это продукт соединения суператомов алюминия и иода), как считают авторы работы, знаменует собой начало нового раздела химии — химии суператомов, придающей периодической таблице Менделеева новое измерение.

Новые знания также дадут химикам новые «блоки» для построения необычных веществ и экзотических конструкционных материалов, полагает Шив Ханна.

Открытие в метрологии: килограмм считали неправильно