Южный полюс Сатурна подозрительно сильно нагрет

Этот снимок составлен из нескольких отдельных кадров высокого разрешения (фото с сайта jpl.nasa.gov).

Исследователи из американской лаборатории реактивного движения NASA (Jet Propulsion Laboratory) обнаружили на южном полюсе Сатурна «горячую точку».

Астрономы проводили наблюдения планеты в гавайской обсерватории W. M. Keck.

Новые детальные снимки в инфракрасном спектре показали, что вокруг южного полюса планеты существует зона с температурой в стратосфере 151 градус Кельвина (минус 122 градуса по Цельсию), что для Сатурна можно охарактеризовать как «горячую точку».

Эта область имеет резкие границы (фактически — это большой вихрь), вне которых температура резко падает на несколько градусов.

«Точка» окружена ещё большей кольцевой областью, также с несколько повышенной температурой. Внешние границы этой области, в свою очередь, тоже имеют резкие границы с заметным перепадом температур.

Прежние модели предсказывали плавное увеличение температуры в атмосфере по мере продвижения от экватора к полюсу.

Это первая тёплая полярная «кепка», найденная в Солнечной системе, и это самое тёплое место на Сатурне.

Пока есть лишь предположения о механизме образования «горячей точки».

Например, тут могли сыграть свою роль макрочастицы, парящие в верхней атмосфере и собирающие солнечный свет (южное полушарие Сатурна освещено Солнцем последние 15 лет).

Возможно, загадку решит зонд Cassini, который ещё будет проводить наблюдения планеты в инфракрасном спектре.

В частности, только этот космический аппарат может проверить — есть ли на северном полюсе Сатурна аналогичный холодный вихрь.

Астрономы объяснили рождение источников сверхсильных магнитных полей