Астрономическая сенсация: найдена первая галактика без звёзд

Здесь расположена первая тёмная галактика (иллюстрация с сайта sciam.com).

Астрономы Роберт Минчин (Robert Minchin), Джон Дэвис (Jon Davies) и их коллеги из университета Кардиффа (Cardiff University) провели исследование, показавшее, что таинственный небесный объект, впервые обнаруженный ещё в 2000 году, является ни чем иным, как первой найдённой людьми тёмной галактикой.

Этот объект обнаружили по радиоизлучению. Первоначально VIRGOHI21 приняли за сверхгигантское водородное облако, вращающееся в межгалактическом пространстве в группе галактик Дева на расстоянии 50 миллионов световых лет от Земли.

Но последующие наблюдения показали, что это — не просто облако газа. По высокой скорости вращения авторы нового исследования рассчитали, что объект в тысячу раз более массивен, чем значение массы, которое можно было бы «списать» только на водородное облако. Это значит, что в нём скрыто много невидимой в обычном диапазоне холодной материи.

Что это может быть? Чёрные дыры, потухшие звёзды и мёртвые планеты, облака пыли и комет...

По всем признакам это была галактика, но, утверждают астрономы, если бы она была обычной — её легко можно было бы увидеть в небольшой любительский телескоп. Минчин и его коллеги тщательно изучили тот участок неба в мощный оптический телескоп и не нашли ничего, что можно было бы соотнести с объектом VIRGOHI21.

Таким образом, авторы исследования заключили, что перед ними — первая открытая людьми несветящаяся, беззвёздная, тёмная галактика, возможно, «проливающая свет» на загадку тёмной материи во Вселенной.

Марсианские моря спрятались от солнца под шубой пепла