Звезда-часы стала настоящей загадкой для астрофизиков

Астрономы не понимают — что происходит с WR123 (иллюстрация с сайта sciam.com).

Астроном Ларю Лефевр (Laure Lefevre) из университета Монреаля (University of Montreal) и его коллеги из других стран опубликовали результат исследования необычной звезды под номером WR123, из которого ясно, что ничего с этим странным объектом не ясно.

Международная команда астрономов использовала для наблюдения за этой звездой канадский микроспутник «Микровариации и осцилляции звёзд» (Microvariability & Oscillations of Stars — MOST), располагающий миниатюрным (главное зеркало — размером с блюдце) прецизионным телескопом.

WR123 расположена на расстоянии 19 тысяч лет от Земли, она в десять раз массивнее Солнца и каждую секунду выбрасывает в космос 100 триллионов тонн газа.

Она относится к так называемым звёздам Вольфа-Райе — объектам, отличающимся сложным, нерегулярным характером изменения их яркости.

Однако свет от WR123 меняется очень сильно и одинаковым образом — каждые 10 часов. «Найти „часы“ в звезде такого типа, как WR123 — это словно откопать Розеттский камень астрономических исследованиях массивных звёзд», — заявил Лефевр.

Пока учёные располагают лишь гипотезами, объясняющими поведение звезды — одна другой необычнее.

Если изменение в яркости связано с вращением WR123, то по расчётам выходит, что поверхность звезды на экваторе движется со скоростью 2 тысячи километров в секунду.

Гравитация близкой звезды-напарницы также может быть ответственна за изменчивость поведения массивной звезды. Но в таком случае звезда-спутник должна двигаться так небывало близко от своей хозяйки, что, фактически, будет находиться в её газовой атмосфере.

Наконец, некие регулярные изменения в глубинах WR123 могут быть виновниками наблюдаемого эффекта, но это означает, что все теории о строении и работе звёзд Вольфа-Райе должны быть пересмотрены.

Ровер Opportunity начал выползать из песчаного плена