Неправильное кольцо обломков и пыли порадовало астрономов загадкой

Верхний кадр — исходное изображение с телескопа, внизу — точка центра кольца и его границы (иллюстрация с сайта sciencedaily.com).

Используя высокочувствительную камеру и коронограф, блокирующий свет звезды, орбитального телескопа Hubble, Поль Калас (Paul Kalas) из университета Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley) и его коллеги-астрономы из других организаций разглядели вокруг Фомальгаута экзотическое пылевое кольцо.

Наблюдение за Фомальгаутом (Fomalhaut, HD 216956) задало учёным настоящую загадку. Они нашли у звезды невероятно гигантское пылевое кольцо, центр которого не совпадает с самой звездой, а отстоит от неё на 2,24 миллиарда километров.

Кольцо имеет сложную структуру, очень большой диаметр (38,4 миллиарда километров, что больше поперечника орбиты Плутона), а основная масса материала в нём сосредоточена в узкой, для звёздных пылевых колец, полосе шириной в 3,68 миллиарда километров.

Астрономы говорят, что такой картины не наблюдалось бы, если б это кольцо находилось только под влиянием гравитации Фомальгаута, а значит — вокруг него вращается какой-то невидимый тяжёлый объект.

Это не звезда-спутник, даже не коричневый карлик — их бы Hubble обнаружил непосредственно (Фомальгаут отстоит от нас всего на 25 световых лет).

А это значит, что там есть большая планета, которая, вероятно, движется вблизи внутреннего края пылевого кольца.

Учитывая младенческий возраст Фомальгаута (200 миллионов лет), можно предположить, что истории формирования планетарных систем могут очень заметно отличаться от звезды к звезде и идти намного разнообразнее, чем предполагали прежние сценарии.

«Космос-1» всё ещё может развернуть свой парус