Предложена трёхуровневая стратегия изучения планет

Трёхуровневая планетарная миссия обещает большую гибкость и надёжность (иллюстрация Wolfgang Fink).

Вольфганг Финк (Wolfgang Fink) и его коллеги из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology — Caltech) предлагают «сменить парадигму» исследования планет — вместо нескольких дорогих и сложных посадочных аппаратов группа учёных предлагает посылать огромные россыпи маленьких и дешёвых машин.

Вообще-то, этот подход не так уж оригинален, и озвучивался в тех или иных вариациях не раз, но именно Финк сотоварищи проработали стратегию использования таких роботов и собираются опубликовать её подробное изложение.

Исследователи отмечают, что орбитальные аппараты могут покрыть своими приборами всю планету, но не в состоянии «сосредоточиться» на мелких деталях. Посадочные же аппараты и даже планетоходы могут дать детальную информацию с места, но вынуждены месяцами, если не годами, обследовать участок размером, скажем, с футбольное поле. В масштабах планеты — одну точку. Наконец, оба типа аппаратов могут быть потеряны, что автоматически означает конец миссии.

Пока, правда, учёные всё же придерживаются традиционных схем: о двух перспективных марсианских проектах читайте здесь и здесь.

В концепции же Финка к планете высылается флот сравнительно простых орбитальных аппаратов. Потеря нескольких из них никак не скажется на результате всего исследования. Вот как оно видится учёным:

Выявив наиболее интересные области на планете (например — на Марсе), эти орбитальные аппараты должны выпустить воздушные шары (один или несколько — каждый орбитальный аппарат). Эти шары обследуют поверхность с низкой высоты и, опять-таки, определят самые важные участки для детального исследования.

Тогда каждый шар выпустит на парашютах несколько маленьких и дешёвых роверов, которые опустятся на приличном удалении друг от друга и начнут непосредственные измерения на местности.

Кроме того, шар может разбрасывать крошечные датчики (размером с монету), содержащие, скажем, лишь анализатор температуры и влажности, да радиопередатчик. А ещё воздушный аппарат может сбрасывать стрелки-пенетраторы, которые будут вонзаться на некоторую глубину в грунт.

Все наземные машины будут передавать данные на ретранслятор ближайшего воздушного шара, тот — на ближайший орбитальный аппарат, а тот — на Землю. Таким образом, трёхуровневая (космос, атмосфера, поверхность) и сильно рассредоточенная миссия гарантирует выполнение задания, а также — большой охват изучаемой территории.

У концепции Финка есть и критики. Так, Раймонд Арвидсон (Raymond Arvidson), член текущей миссии Mars exploration rover, отмечает, что очень простые и дешёвые посадочные аппараты или роверы эффективны лишь тогда, когда учёные и инженеры, их создающие, заранее имеют в виду строго определённую цель для обследования.

Заранее же трудно узнать — с чем именно столкнётся машина на поверхности планеты. Миссия роверов на Марсе, полная сюрпризов, это хорошо показала. А простые и дешёвые, миниатюрные машины не могут нести такого разнообразия научного оборудования.

В галактике Андромеды открыты звёздные кольца и сквозные дыры