Шизофреники не обманываются оптическими иллюзиями

Возможно, эта иллюзия плохо работает на таком маленьком рисунке, но неконтрастный кружок в центре большого контрастного, должен казаться копией внешнего кружка, помеченного как «Typical», или ряда соседних, в то время как он повторяет кружок с подписью «True» (иллюстрация Steven Dakin).

Визуальные иллюзии, которые действуют на большинство людей, кажется, не обманывают шизофреников. Это установили Стивен Дакин (Steven Dakin) и его коллеги из университетского колледжа Лондона (University College London).

Этот эффект может быть связан со слабостью в мозговом механизме, называемом контекстной обработкой, которая выделяет уместную информацию из набора стимулов, постоянно испытываемых человеком. Если это гипотеза верна — она может объяснить, почему некоторые шизофреники неправильно понимают действия других людей или страдают от мании преследования.

Исследователи придумали эксперимент. Диск с узором средней контрастности поместили в центре большого изображения с высокой контрастностью. При таком расположении различие по контрасту рисунков кажется незначительным. В действительности оно составляет 40%. Маленькие диски, расположенные вовне большого, показывали различную контрастность – для сравнения.

При проверке иллюзии выяснилось, что 12 из 15 шизофреников более точно судили о том, какова истинная контрастность центрального диска, чем группа из 20 здоровых участников опыта. Исследователи выдвинули гипотезу, что шизофреники не рассматривают центральный диск в контексте большого, и поэтому не испытывают иллюзию.

Данный механизм имеет отношение больше к механизму зрительного восприятия, чем к познавательным способностям. Но экспериментаторы намерены теперь выяснить — проникает ли «слабость» контекстной обработки низкого уровня на другие уровни — язык и память.

Читайте также об исследовании шизофрении при помощи ЛСД и о связи вероятности шизофрении у человека с возрастом его отца.

Нервные рецепторы усиливают боль для женщин